Развивать технологии
- АБЕЛ Гезевич, вопрос банален и традиционен для последних месяцев, правда, ответы на него у всех разные: на ваш взгляд, как долго Россия будет выходить из кризиса? И возможны ли апокалиптические сценарии, которыми пугают нас некоторые экономисты?
- Думаю, что выходить страна будет дольше, чем нам сейчас это представляется. Но бедствий типа голода и прочего, о чём вы говорите, не будет и быть не может.
- Тогда посмотрим на ситуацию более оптимистично, некоторые верят в то, что кризис - это не угроза, а в том числе и новые возможности для малого бизнеса.
- Антикризисная программа была принята слишком поздно, когда треть представителей малого бизнеса уже обанкротилась или приблизилась к этому, и многих мы ещё не досчитаемся. Деньги ведь до сектора ещё не дошли, пока только приняты решения, а жить надо сейчас… Я надеюсь, что всё-таки меры помогут, но считаю, что нужны более кардинальные решения. При этом необходимо различать, кому и в чём помогать. Сегодня подавляющая часть малого бизнеса - торговые палатки. Это не та сфера, куда нужно вкладывать, необходимо развивать технологии.
- А как вы оцениваете в целом антикризисные меры правительства?
- Первые решения, когда в октябре - ноябре шла накачка банков деньгами, показали, что приняты они были скоропалительно. Основная часть средств пошла на зарубежные счета, покупку валюты. К сожалению, никаких мер по итогам подобных действий банков принято не было, никого не посадили, чтоб этим примером пресечь в дальнейшем такие безобразия. И теперь они стали в порядке вещей. Владельцы кричат, что они разоряются, на улицу выйдут голодные рабочие, и требуют под это миллиарды. И им дают, причём без всяких условий. Хотя должны потребовать сократить персонал, отказаться от бонусов и высоких зарплат, включить режим экономии… В США, где кризис был не менее острым, был принят план Полсона, согласно которому государство помогало частным корпорациям только на определённых условиях. Проще говоря, пока, к примеру, не продашь свой частный самолёт и не снизишь себе зарплату, денег не получишь. У нас же всё по-другому. Что говорить, если одному известному нашему бизнесмену помогли суммой, которая больше той, что выделили на поддержку всего малого бизнеса. А он при этом не только не продал две свои яхты, но ещё и строил третью… Мне это непонятно. Хотя были и разумные решения, и результаты, которые они принесли.
Знания - лучшее вложение
- В НЕПРОСТЫХ условиях выживет тот, кто наиболее конкурентоспособен. И на начальном этапе это зависит от полученного образования. Что будет с системой в нынешней ситуации?
- Думаю, что число негосударственных образовательных учреждений сократится раза в два-три. Но в этом есть и положительный момент - подобных заведений стало слишком много, и часть из них занимается исключительно получением выгоды, а не своей заявленной функцией. Количество филиалов бесчисленно, среди них много откровенно слабых, есть даже филиалы без единого преподавателя. Министерство образования с этим разбирается, да и ситуация текущая катализатором станет.
Вообще, сейчас почти половина всех студентов учится двум специальностям - экономика, включая менеджмент, и юриспруденция. При этом требуется уйма технических специалистов. Это всё должно меняться.
- А как вы относитесь к присоединению России к Болонскому процессу?
- Положительно, надо перенимать во всём, в чём можно, передовой международный опыт. Надо просто его понимать. Двухступенчатая система - это своеобразный метод отбора талантов, потому что невозможно выявить их на ранней стадии. Хотя, безусловно, стремиться к этому и создавать условия для развития необходимо. Но пока большинство талантов пропадает из-за одноступенчатой системы. Потому что они не имеют возможности развиваться дальше. В то время как Болонский процесс позволил бы отправить подающего надежды студента в магистратуру лучшего вуза.
Знания - это самое эффективное вложение в человека, ничего не может быть лучше. Потом и отдача будет соответствующая. Нужно вкладывать в людей деньги, а потом использовать на благо страны их знания и навыки.
ДОСЬЕ
Абел Аганбегян – российский экономист, доктор
экономических наук, профессор, член-корреспондент АН, академик АН СССР, ректор
Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (1989 - 2002). Иностранный
член Болгарской и Венгерской академий наук, член-корреспондент Британской
академии наук. Специалист в области проблем управления, макроэкономики и
эконометрики.
Беседовал Игорь ЮРЬЕВ
Фото Натальи БУРУХИНОЙ