Между тем одной из самых непрозрачных и коррумпированных сфер ныне является сфера конкурсных госзакупок. По оценкам специалистов министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, сумма регионального госзаказа по продуктам питания в 2006 году составила 662 904 тыс. руб. Примерно такие же объёмы и у муниципалитетов. Чиновники всех мастей и рангов ежегодно проводят массу конкурсов на поставки разного рода товаров в школы, больницы, детские сады, школы-интернаты, дома престарелых. Не надо объяснять, что при решении вопроса, кто будет снабжать учреждения, условно говоря, колбасой, возможны различные злоупотребления.
Схем разворовывания и заведомо неэффективного использования бюджетных средств (читай денег налого-плательщиков) масса. Но есть самые распространённые: например, манипуляции с ценой и качеством товара. Фирма-посредник подаёт заявку на участие в конкурсе, в которой ставит заведомо низкую цену на тот или иной товар. Конкурс она выигрывает, но товар поставляется не тот, который требуют условия, а более дешёвый и соответственно менее качественный.
НАГЛЯДНОЙ иллюстрацией такой схемы может служить недавний случай, в котором фигурирует некое ООО “Швейсервис”. Как гласит письмо № 204/6993, подписанное вице-губернатором Виктором Клочаем и адресованное заместителю губернатора по социальной политике Геннадию Суворову, 7 апреля компания выиграла проводимый департаментом соцзащиты Нижегородской области конкурс на закупку продуктов питания в детские дома-интернаты, дома престарелых и тому подобные заведения.
“Швейсервис” должен был поставить 24,5 тонны сливочного масла на общую сумму 1 млн 100 тыс. рублей. Впрочем, существовало одно “но”. Масло “Крестьянское” (ГОСТ 37-91) было заявлено по 45 рублей за килограмм. Для сравнения: отпускная оптовая цена с предприятия - производителя такого масла составляла на тот момент около 60 рублей. Проводившие конкурс чиновники, однако, благополучно закрыли на этот факт глаза.
Зато насторожился минсельхоз Нижегородской области, который инициировал проверку в двух детских домах-интернатах - Сормовском и Автозаводском. Цитируем упомянутое письмо: “В ходе проверки выяснилось, что вышеуказанное масло ГОСТу 37-91 не соответствует, содержит кишечные палочки, превышает допустимые нормы микробов и дрожжей, плесени, имеет растительные добавки”. Короче говоря, это был так называемый спрэд, который маслом можно назвать с большой натяжкой.
Его производителем оказалось некое ОАО “Мечта”, прописанное в Республике Мордовия.
- Сам “Швейсервис” по существу условное юрлицо, этакие “Рога и копыта”, - пояснила заведующая сектором маркетинговых услуг министерства АПК Нижегородской области Светлана Главинская. - Фирма не имела ни производственных мощностей, ни даже сколько-нибудь приличного штата работников. Это типичный посредник, который, ничего не делая, получал разницу между отпускной ценой завода-производителя и конкурсной стоимостью масла.
ЗА СЛУЧАЕМ с отдельно взятой фирмой скрывается системная проблема. Сегодня на рынке госзакупок безраздельно властвует посредник (см. схемы 1, 2), который обходит непосредственных товаропроизводителей за счёт искусственного занижения конкурсной цены, а потом отыгрывается на качестве продукции.
Отдельные попытки изменить ситуацию на уровне региона всё же предпринимались. В частности, минсельхоз пытался провести документ, в котором предлагалось закрепить за нижегородскими производителями преимущественное право на поставку продукции в рамках государственного и муниципального заказов. Кроме того, для обеспечения качества продукции планировалось проводить проверки не менее одного раза в год за счёт поставщика.
Предложения завернули. Как стало известно “АиФ-НН”, из высших чиновников области свои автографы на проекте поставили только первый вице-губернатор Виктор Клочай и министр сельского хозяйства Леонид Седов. Заместители губернатора Владимир Иванов, Ирина Живихина и Геннадий Суворов проект не завизировали. Поэтому пока в Нижегородской области всё остаётся по-прежнему. Единственная подвижка - решение о проведении 80 проб в год на предмет качества поставляемой продукции. Но если учесть, что на благодатной ниве госзаказа у нас кормятся сотни фирм и не меньшее количество чиновников, то это капля в море.
* Суммы закупок приводятся только по проверенным поставкам. Реальные объёмы во много раз больше.
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
СОВСЕМ по-другому обстоят дела у военных (см. схему 3). В 2006 году они работали по постановлению правительства “О государственном заказе”, которое допускает к участию в конкурсах только непосредственных товаропроизводителей. И если случаются нарушения, то не связанные с посредничеством. Например, проверка показала, что администрация склада 22-й армии Московского военного округа незаконно отменила запрос котировок у производителей и приняла решение закупить овощи на сумму 250 тыс. рублей по своему усмотрению. Для расследования создана специальная комиссия округа.
А ещё был случай
НАРУШЕНИЯ выявлены и в Нижегородской государственной медицинской академии. Здесь 10 мая 2006 года проводился открытый конкурс на поставку продуктов питания для столовой. В нём участвовали три фирмы, однако почему-то победила компания с максимальной ценой контракта. В министерстве сельского хозяйства Нижегородской области было собрано специальное совещание с приглашением председателя единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд от НГМА Бориса Шахова (ныне ректор академии). По результатам совещания итоги конкурса отменили и объявили новый.
Компетентно
Министр сельского хозяйства Нижегородской области Леонид Седов:
- Положения о проведении конкурсов и аукционов по закупкам продуктов питания, в том числе и на федеральном уровне, сделаны не в пользу производителя продукции. Они работали и работают на перекупщика и посредника. Соответствующие решения на законодательном уровне были в своё время пролоббированы. На сегодня изменения в эти положения внесли только Министерство обороны, Министерство внутренних дел и ГУИН. Там участвовать в конкурсах на поставку продуктов питания могут только производители. Мы второй год боремся за такую же поправку, но не очень получается. Слишком сильно это срослось (т. е. коррумпированные чиновники и посреднические структуры? - Авт.). Но всё-таки наметился крен в лучшую сторону: в 2006 году производителей было уже 19 процентов. А годом раньше - ни одного.
Депутат Законодательного собрания Нижегородской области, главный врач Арзамасской городской больницы скорой помощи Александр Цопов:
- На эту проблему можно взглянуть под несколько другим углом. Приведу короткий пример из собственной практики. Две фабрики по производству медоборудования участвуют в конкурсе на поставку шприцов. У одной полированная игла, держащий абсолютный вакуум поршень. То есть это хороший шприц. У другой - иглы с зазубринами, 70 процентов изделий вакуум не держат и так далее. Но они дешевле! А чиновники обращают внимание только на цену и потому закупают некачественные шприцы, тем самым ставя под угрозу здоровье людей.
Необходимо пересмотреть правила проведения конкурсов. Надо не только отсечь перекупщиков, но и предусмотреть, чтобы те, кто непосредственно отвечает за жизнь, за лечение, за питание, могли самостоятельно выбрать нормального поставщика, а потом отчитаться за потраченные средства.