Примерное время чтения: 7 минут
168

Землю спасёт Луна?

Проект “Лунное поселение Ковчег” победил на всероссийском конкурсе “Полёт мысли: авиация и космонавтика-2007” (номинация “Аэрокосмическая сфера и общество”). Жюри так понравилась работа нижегородских школьников, что их пригласили выступить на международном авиасалоне “МАКС” в подмосковном Жуковском.

Круче, чем у американцев!

УЧЁные всего мира сейчас озабочены сложными процессами, происходящими на нашей планете. Многие не исключают возможность глобальных катастроф.

- Сейчас разрабатываются идеи по переселению жителей Земли на Марс, спутники Юпитера, - рассказывает десятиклассник Артём Максимов (на снимке внизу). - Это сложные и дорогостоящие проекты, которые получится реализовать только в далёком будущем. Наша работа, подготовленная в Поволжском центре аэрокосмического образования, позволит сохранить образцы генофонда обитателей планеты Земля, флоры и фауны.

Ребята решили в литосфере Луны построить биосферу “Ковчег”. Фактически это уменьшенная модель существования живых организмов на Земле, где будут растения, водоросли и микроэлементы, животные и даже люди. По аналогии с библейской легендой, “Ковчег” должен спасти нашу планету от вымирания.

Идею проекта школьники почерпнули из экспериментов американских учёных начала 90-х годов. Опыты по созданию уникальной биологической системы проходили в штате Аризона, рядом с городом Оракл. Биосфера представляла собой огромную конструкцию из стекла и армированной стали площадью 1,27 гектара. Сюда были помещены три тысячи разновидностей растений и животных, воссозданы дождевой лес, саванна, пустыня, болото, даже маленький океан с коралловым рифом, возведены апартаменты для людей и подготовлены все условия для ведения интенсивного сельского хозяйства. Эксперимент прошёл успешно. А нижегородские школьники замахнулись на Луну как самую близкую к Земле планету.

Бурим грунт, как в «Армагеддоне»

ДлЯ размещениЯ “Ковчега” ребята выбрали кратер Ловелас на северном полюсе Луны. По словам Артёма, дно кратера недоступно для солнечных лучей, поэтому там сохраняются большие ледяные массивы с вкраплением грунта. Изо льда будут получать воду, необходимую для жизнеобеспечения комплекса. Источником энергии послужат батареи на часовом механизме, отвечающем за наклон панели относительно солнца в различное время суток для обеспечения наибольшего действия.

- На поверхности Луны, - продолжает Артём Максимов, - будут установлены надувные модули - для проживания строителей, для размещения техники, спасательный (с кислородными баллонами, водой и космическим шатлом, чтобы вернуться на Землю).

Как рассказал школьник Александр Лихачёв (на снимке справа), в стенке Ловеласа нужно пробурить горизонтальный туннель, а затем на глубине 150 метров - купол для размещения биосферы:

- Это позволит защитить конструкцию от радиации и метеоритного дождя. А вот вход в биосферу будет оборудован шлюзовыми камерами. Для экстренной эвакуации обитателей “Ковчега” в спасательный модуль мы планируем пробурить вертикальную шахту с лифтом.

В общем, ребята предлагают бурить поверхность Луны, как герой Брюса Уиллиса в “Армагеддоне”. Все модули, механизмы для бурения грунта, материалы и оборудование доставят с Земли на космических кораблях.

Круговорот жизни

Разработкой самой биосферы занималась 11-классница Ольга Тарасова (на снимке):

- В “Ковчеге” должен быть определённый состав организмов, которые способны выжить в биосфере. Здесь всё сбалансировано: растения в процессе фотосинтеза производят кислород для животных, которые в свою очередь выдыхают углекислый газ, так необходимый растениям.

Кроме того, в “Ковчеге” соблюдены все природные процессы круговоротов кислорода, азота, углерода и воды. Сюда завезут искусственную почву гидропонику, питательные вещества которой позволят жить растениям. Животные и люди здесь живут и размножаются. Вот и сохранение генотипа нашей голубой планеты.

Сам “Ковчег” представляет собой полусферу 80 метров высотой и 160 метров в диаметре.

На куполе поставят лампы дневного освещения, и, как на Земле, день будет сменять ночь. В связи с очень низкими температурами на Луне в “Ковчеге” предусмотрены 5 отопительных приборов - чтобы живые организмы не замёрзли.

А снабжать биосферу водой будет специальная надувная станция. Как рассказал один из авторов проекта Дмитрий Кадаш, для этих целей пригодится лунный лёд, который, скорее всего, занесён на планету кометами и метеоритами. Поэтому он имеет вкрапления грунта и другие примеси. Чтобы получить из этого льда питьевую воду, её надо очистить. На поверхности Луны появится надувная станция по переработке грязного льда.

Кроме того, ребята собираются построить на спутнике Земли ещё и “кислородный” завод.

Оказалось, что наиболее целесообразно использовать для этого лунные базальты с повышенным содержанием ильменита. При нагревании таких пород до 700 - 1000° происходит выделение O2.

...Проект нижегородских школьников, который курировал известный учёный, первый водитель аппарата “Луноход-1”, член-корреспондент Международной академии космонавтики генерал-майор Вячеслав Довгань, был воспринят на “МАКСе” на ура. Поэтому ребята решили и дальше трудиться в этом направлении. Следующие разработки будут посвящены нанотехнологиям и атомной энергии.

Фото Натальи БУРУХИНОЙ,  студентки РосНОУ

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Научный руководитель проекта, директор Поволжского центра аэрокосмического образования Изабэла Порус:

- С каждым годом школьные проекты становятся всё интереснее и сложнее. Они уже выходят на всероссийский уровень. Всё это направлено на развитие научного потенциала нашей области и страны в целом. Спасибо еженедельнику “Аргументы и факты - Нижний Новгород” за то, что постоянно освещает молодёжные проекты, свежие идеи. “АиФ” поддерживает современное поколение. А это работа для будущего. Нам всем нужно поддерживать молодые таланты, чтобы пламя в ребятах не погасло!

 

МНЕНИЕ

Депутат Законодательного собрания Нижегородской области Владимир Привалов:

- ИДЕЯ проекта действительно очень интересная и, как мне кажется, реально выполнимая. Отрадно, что молодёжь задумывается о будущем своих детей и внуков.

Но это не значит, что сегодня на нашу планету можно махнуть рукой - хотелось бы жить настоящим: здесь и сейчас беречь уникальную природу, заботиться об окружающей среде и разрабатывать такие технологии, которые не приведут Землю к глобальным и катастрофическим последствиям. Кроме того, было бы неплохо ребятам подумать о методах, технологиях для эффективного и экономного использования природных ресурсов и энергии.

 

В ТОЖЕ ВРЕМЯ

В ПЛАНАХ Федерального космического агентства тоже есть план освоения Луны. Роскосмос собирается построить к 2015 году здесь космодром нового уровня, а к 2025 году создать на спутнике Земли постоянную научно-исследовательскую базу.

А вот реальный полёт человека на Марс станет возможным только через 30 лет, когда будут созданы соответствующие космические корабли. Разработка таких машин уже идёт полным ходом.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно