111

До высадки на Луну не хватило… 7 секунд

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 19/07/2011

20 июля 1969 года в 03:56 по Гринвичу американский астронавт Нил Армстронг впервые в истории человечества ступил на поверхность Луны. За ним спустился из капсулы Эдвин Олдрин. В лунной гонке мы отстали от США всего на один шаг. Роковой.

- Мы проиграли гонку с американцами за Луну исключительно из-за смерти Королёва, - уверяет Владимир Михайлович Пономарёв, нижегородский конструктор, ветеран Байконура и соратник Сергея Королёва. Как это случилось, он рассказывает читателям «АиФ-НН».

Мы заметно опережали американцев

Общеизвестно, что Советский Союз хотел высадиться на такой близкий и такой притягательный спутник Земли раньше американцев. И ни для кого не секрет, что в лунных исследованиях мы заметно опережали США. К примеру, в 1959-м на поверхность планеты была доставлена автоматическая межпланетная станция «Луна-2», получившая первые снимки обратной стороны Луны. В 1966-м на её орбиту вышел советский спутник.

3 февраля 1966 года наша «Луна-9» впервые в мире выполнила мягкую посадку на поверхность Луны. Она передала на Землю снимки окружающей местности. До высадки советского человека на небесное тело. И вдруг… Это сделали американцы.

…Владимир Пономарёв по окончании Московского авиационного института работал в Подлипках, в ОКБ-1 у Сергея Павловича Королёва над легендарной «царь-ракетой» Н1. Именно она и должна была домчать российских космонавтов до Луны.

- Я занимался разработкой конструкторской документации по испытанию ракеты-носителя комплекса Н1-ЛЗ¸ также внедрял новые бортовые и наземные системы, - поясняет Владимир Михайлович. - Носитель представлял собой трёхступенчатую ракету весом около 3000 тонн с 44 двигателями с тягой в 150 тонн каждый, длиной 106 м.

Действительно, красавица ракета была «царских» размеров. Изначально её проектировали для полётов на Марс и Венеру. Но когда началась лунная гонка с американцами, ракету «перепрофилировали». Это было в 1965 году, когда первенство советских инженеров-констукторов было очевидно. А после полёта Юрия Гагарина стало понятно, что мы никак не можем стать вторыми в покорении Луны!

У ракеты остановилось… сердце

Сборка и испытания ракеты-носителя только начались на космодроме. А 14 января 1966 года пришло трагическое известие: на операционном столе умер Сергей Павлович Королёв. Остановилось сердце. 

- После смерти СП (так мы называли Королёва из соображений секретности) дела у нас пошли, мягко говоря, не лучшим образом, - грустно рассказывает Владимир Пономарёв. - Начались неудачи на испытаниях, аварии в космосе. Организаторский талант и авторитет СП так никому и не удалось восполнить. Воцарившийся бардак имел печальные последствия.

По словам нашего героя, нам не хватило до победы… 7 секунд. На одном из 4 запусков Н1, самом удачном, первая ступень не доработала до разделения всего 7 секунд из 120! По мнению конструктора, который участвовал во всех испытаниях Н1, 4 неудачных запуска - это не так много при отработке новой ракеты. У американцев было больше аварий, но и средств у них на лунную программу было больше.

А дальше… Пономарёв винит во всём человеческий фактор.

- Упала личная ответственность исполнителей, от которых зависели успех испытаний и жизни космонавтов, - говорит Владимир Михайлович. - Запуск Владимира Комарова на «сырой» машине («Союз-1») был невозможен при жизни СП.

Куча неисправностей, которые обнаружились в космосе - отказ солнечной батареи, неотработанная парашютная система - привели к гибели космонавта. А ведь его дублёром был Гагарин… Он разбился меньше чем через год, в 1968-м. И до сих пор нет убедительного объяснения, почему оказался открытым дыхательный клапан между приборным отсеком и спускаемым аппаратом, что привело к разгерметизации и гибели наших космонавтов Георгия Добровольского, Виктора Пацаева, Владислава Волкова (экипажа космического корабля «Союз-11». Космонавты погибли, возвращаясь на Землю. - Авт).

В 1968 году сменивший Королёва главный конструктор Валентин Петрович Глушко закрыл лунную программу. В тот момент были полностью готовы к пуску ещё 2 ракеты и вероятность успеха была велика: работа двигателей уже  доведена до высокой степени надёжности (в отличие от Н1). Но, как считает Владимир Михайлович, у Глушко взял верх личный интерес: при дальнейших запусках «царь-ракеты» пришлось бы на неопределённый срок отойти от проекта «Энергия-Буран» - любимого детища нынешнего главного конструктора. А лунная программа была создана не Глушко, а покойным Королёвым!

- Поэтому все заделы по ракете Н1 и вся документация были уничтожены, - вспоминает конструктор. - После смерти Королёва не были реализованы многие его задумки. Например, экспедиция на Марс, облёт вокруг Солнца, создание искусственной тяжести на орбите.

И всё же, как вспоминают многие участники тех событий, обиды на американцев не было, всё же общее дело делали. Главное - человечество продолжает совершать открытия в космосе. А уж какое государство впереди в этих открытиях, во вселенских масштабах это не важно.

Интересный факт

Нижегородцы не только принимали участие в создании ракеты, которая должна была донести наших космонавтов до спутника Земли, но и исследовали лунную поверхность. Этим занимался профессор Всеволод Троицкий и группа учёных из нашего радиофизического института.

В Нижнем была очень сильная школа радиоастрономии. Была создана модель многослойной лунной коры, похожей на земную пемзу, которая может выдержать танк. Впервые было доказано существование горячих недр Луны на основании обнаруженного и измеренного теплового потока из её глубин. Эта информация была просто необходима создателям лунохода. Именно нашему учёному и принадлежит патент на лунную поверхность. Методы Троицкого широко применяются для изучения планет наземными средствами, с искусственных спутников планет и межпланетных станций, а также для изучения Земли из космоса.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах