К Дню потребителя Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области подготовило информацию для СМИ:
«Официальный отсчет истории Международного дня защиты прав потребителей ведется с 15 марта 1962 года. Именно в этот день Президент США Джон Кеннеди, выступая в конгрессе США, впервые в мировой истории официально очертил права гражданина как потребителя. В результате был принят «Билль о правах». Именно Джон Кеннеди сформулировал и четыре основных права потребителя: право на безопасность, на выбор, на получение информации и право быть выслушанным в суде.
Позднее к этим базовым правам были добавлены еще четыре, признанные мировым сообществом: право на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и, наконец, право на здоровую окружающую среду. А с 1983 года 15 марта ежегодно отмечается как международный день защиты прав потребителя.
В России этот день получил признание в 1992 году после принятия Закона о защите прав потребителей, который вывел развитие потребительского движения на качественно новый этап и закрепил юридический фундамент защиты прав потребителей.
Работа Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в прошедшем 2006 году осуществлялась по нескольким приоритетным направлениям. Среди них защита прав потребителя в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, контроль за осуществлением платных услуг.
Наибольшее количество нарушений (75,1%) выявляется в сфере торговли, что обусловлено тем, что этот сектор занимает наибольший удельный вес на потребительском рынке и доля жалоб потребителей приходится в большей степени на работу предприятий торговли. Следует также выделить нарушения и в сфере общественного питания. Уровень последних составил 8,4%, затем бытовые услуги – 3,4%, платные медицинские услуги - 2,7 %. Анализ правонарушений по сферам деятельности показал, что в сравнении с 2005 годом увеличилось количество нарушений на предприятиях торговли на 3,3%, при оказании туристических и транспортных услуг – на 1,2%.
По жалобам потребителей, обращениям организаций, контрольных и надзорных федеральных органов было проинспектировано продовольственных и непродовольственных товаров на общую сумму 42,1 млн. руб. Забраковано – на 4,9 млн. рублей. В результате проделанной работы были возвращены потребителям денежные средства в сумме 1 066 370. рублей за продажу некачественных товаров и оказание некачественных услуг. При рассмотрении жалоб оказывалась помощь в замене товаров, возврате денежных средств за некачественные товары, восстановлении гарантийных сроков ремонта бытовой техники. Нарушители были привлечены к административной ответственности в виде штрафов на сумму 574,4 тыс. рублей. Ряд материалов направлен в ГУВД, администрацию Нижегородской области, федеральную антимонопольную службу, а также другие контрольные и надзорные организации. За волокиту, проявленную при рассмотрении претензий от потребителей, по инициативе управления 11 недобросовестных работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания привлечены предпринимателями к дисциплинарной ответственности.
Совместно с сотрудниками ГУВД специалисты управления участвовали в мероприятиях, проводимых по стабилизации рынка аудио-видеопродукции и пресечении распространения на потребительском рынке контрафактных аудиовизуальных произведений. Анализ материалов таких проверок показал, что имеет место продажа с лотков, в палатках, без товарно-сопроводительных документов, подтверждающих источник поступления товара, ценников, вывесок; отсутствует радиоэлектронная аппаратура для просмотра фрагментов аудиовизуальных произведений. 65% из всех выявленных нарушений составило отсутствие необходимой информации о товаре и производителе.
В 2006 году был проведен мониторинг качества санаторно-курортного обслуживания для льготных категорий граждан. За прошедший год льготникам было предоставлено 14634 путевки. Изъявили желание пройти оздоровительный курс 19035 человек. В процессе анкетирования отдыхающими давалась оценка условий проживания, качества питания и медицинского обслуживания. Оценивалась возможность удобного проезда к месту отдыха. При этом 11% опрошенных высказали претензии по качеству предоставляемых услуг. В санатории «Солнечный» было отмечено отсутствие душа, телевизора в номерах. Сейчас положение исправлено: в жилых комнатах произведен декоративный ремонт, они снабжены радиоприемниками, светильниками. Для улучшения медицинского обслуживания приобретены аппараты лазеро-ароматерапии, переносные бактерицидные лампы, оборудование для тренажерного зала – ортопедические мячи, велотренажеры, беговая дорожка. В санатории «Янтарь» больными высказаны пожелания по увеличению перечня оказываемых услуг (иглорефлексотерапия, стоматологическая помощь, осмотр у окулиста).
В 2006 году было проверено качество туристических услуг на 60 предприятиях, занимающихся туристическим бизнесом. В ходе проверок были выявлены следующие нарушения. Отсутствовала информация об исполнителе услуг, в договоры включались пункты, ущемляющие права потребителя, отсутствовала информация о потребительских свойствах туристского продукта. Так, например, в результате рассмотрения жалобы потребителя руководитель ООО «Люкс-тур» был привлечен к административной ответственности за недостоверную информацию о потребительских свойствах туристского продукта.
Для реализации национальной политики в области защиты прав потребителей и выработки наиболее эффективных форм взаимодействия с органами местного самоуправления специалистами управления подготовлен проект положения о Координационном совете. В него войдут руководители федеральных контрольных и надзорных органов, органов местного самоуправления а также общественных организаций. Сейчас на территории Нижегородской области зарегистрировано 9 общественных объединений потребителей. С областным Союзом потребителей заключено соглашение о взаимодействии в сфере защиты прав потребителя».