Примерное время чтения: 7 минут
200

Лесная мафия

Но то, что до недавнего времени происходило в Шеманихинском лесхозе Краснобаковского района, назвать можно только одним словом - беспредел.

 В таких объёмах незаконная рубка в Нижегородской области ещё не велась. За три последних года государству был причинён ущерб на сумму более 230 (!) миллионов рублей. Причём эти цифры далеко не окончательны. Поскольку проверка проводилась на одной десятой части территорий лесхоза, реальные, ещё не оценённые, потери могут составить около 2,5 миллиарда рублей. Как же такое стало возможным? Кто виноват в этом бардаке? Нерадивые чиновники и милиция? Прорехи в законодательстве? Ворюги-лесники на местах? И неужели по всей области, в которой более 70 лесхозов, творится то же самое, что и в Шеманихинском, и государство ежегодно теряет по 100 - 150 миллиардов рублей? Давайте обо всём по порядку.

Рубим «по-чёрному»

ЧУДОВИЩНЫЕ злоупотребления в лесном хозяйстве всплыли почти случайно. Сигнал поступил не от районных чиновников и не из местной милиции, а из “низов”: 5 октября прошлого года в аппарат губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева пришло письмо от краснобаковского предпринимателя Геннадия Комарова. В послании говорилось о том, что администрация лесхоза не только не препятствует, но и фактически сама занимается “чёрной лесозаготовкой” при полном попустительстве со стороны местных чиновников и милиции. По счастью, письмо не положили под сукно, и уже 17 октября на месте начала работать комиссия более чем из 30 человек, укомплектованная сотрудниками областного министерства промышленности и инноваций, представителями Росприроднадзора, местной райадминистрации и правоохранительных органов. Результаты инспекции трёх лесничеств Шеманихинского лесхоза (Кирилловского, Носовского и Шеманихинского) ошеломили самих проверяющих. Согласно акту проверки № 73л “общий объём срубленных деревьев составил 22 526,9 куб. метра. Ущерб, причинённый лесному хозяйству, составил 233 077,3 тысячи рублей”. И это только в одном лесхозе!

После проверки немедленно были сняты директор Шеманихинского лесхоза Николай Воеводин и главный лесничий Алексей Исаенко. Более того, милиция завела уголовное дело по ст. 260, ч. 3 (“Незаконная рубка лесных насаждений в особо крупных размерах”). Правда, пока только по факту, а не в отношении какого-либо конкретного лица или группы лиц.

Воры в законе

- Я НАЗЫВАЮ лесхозы, которые сегодня распоряжаются огромными лесными богатствами, ворами в законе, - говорит заместитель начальника отдела лесопользования и лесного хозяйства управления лесного комплекса министерства промышленности и инноваций Николай Пиржанов. - Фактически они бесконтрольно вырубают лес, прикрываясь так называемым лесорубочным билетом.

- Но ведь если билет есть и в нём отражены объёмы лесозаготовок, то получается, что лесхоз действует полностью в рамках правового поля.

- Это только так кажется. На самом деле там тьма нарушений. Например, под видом санитарных рубок, при которых убирают старые и больные деревья, валят превосходный пиловочник (деревья, пригодные для изготовления качественной доски. - Авт.). При этом пиловочник у нас стоит 1 - 1,5 тысячи рублей за кубометр, а древесина на дрова - всего лишь 200. Догадываетесь, куда уходит разница? Или другое грубое нарушение. Лесхоз выписывает лесорубочный билет, в котором указывается, что на том или ином участке должна быть проведена сплошная рубка. То есть валить нужно все деревья подряд: товарную древесину и подтоварник (так лесоводы называют то, что с экономической точки зрения не представляет большой ценности: молодняк, старые, больные, искривлённые деревья. - Авт.). Вместо этого производится выборочная рубка исключительно пиловочника. Знаете, как после таких заготовок лес выглядит? На него смотреть больно, как Мамай прошёл... Я уж не говорю, что в Шеманихинском лесхозе сплошь и рядом валят лес самовольно, вообще без каких-либо разрешительных документов.

Прокуратура молчит

НО ВЕДЬ должны же быть какие-то организации, контролирующие лесхозы и имеющие право инспекции лесоугодий? Да, формально они имеются. Первая - Управление Росприроднадзора по Нижегородской области. Но там работают всего лишь пять человек, которые по уши загружены канцелярской работой. Вторая - доблестная милиция на местах. Однако злые языки говорят, что стражи порядка в лесных районах сами не слабо зарабатывают на лесе. Многие из них, по слухам, имеют свои пилорамы. Кто не имеет, “крышует” предпринимателей, живущих лесом. Правда, есть ещё прокуратура. Но и она ведёт себя не совсем адекватно. Вот простой пример: 19 октября прокурору Краснобаковского района Алексею Южину из министерства промышленности и инноваций Нижегородской области была отправлена бумага с описанием выявленных к тому времени нарушений и просьбой принять соответствующие меры. Ответ до сих пор не получен.

Есть и ещё одна “надзорная инстанция”, которая, по идее, должна следить за лесхозами. Это Агентство лесного хозяйства по Нижегородской области, которое до 2007 года подчинялось только федеральному центру. Но вот незадача: в августе - сентябре его сотрудники уже проводили комплексную проверку Шеманихинского лесхоза. И никаких (!) нарушений в его деятельности не усмотрели.

Остальные же ведомства, по существу, не имели права инспектировать земли лесного фонда. Не было таких полномочий у министерства промышленности и инноваций Нижегородской области. Не было их, как сообщил первый заместитель главы администрации Краснобаковского района Николай Смирнов, и у районной власти. Хотя почему местные чиновники не сигнализировали о происходящем наверх, тоже вопрос. Не видели, что творится у них под носом? Или просто не хотели видеть?

Дело замяли

СЕЙЧАС многим может показаться, что такое дело, коль уж оно начало раскручиваться, доведут до конца и публично “казнят” парочку “оборотней-лесников”. Шутка ли: “обуть” государство на четверть миллиарда (реальная цифра, безусловно, в разы больше). Но проблема в том, что уголовное дело РОВД Краснобаковского района завело по факту и конкретных подозреваемых нет. Появятся? Не обязательно. И прецеденты у нас в области уже были. Например, три года назад в Балахнинском районе точно так же с большой помпой и шумом начинали раскручивать аналогичное дело. Но потом за отсутствием подозреваемых его приостановили. Затем вновь запустили. Потом опять тормознули, и после нескольких подобных операций поначалу обещавший быть громким процесс тихо почил в бозе. Кто поручится, что так не произойдёт и на этот раз?  

КСТАТИ

С 1 января 2007 года в силу вступил новый Лесной кодекс Российской Федерации. В нём содержится очень много изменений, в том числе и в части порядка управления землями необъятного лесного фонда России. О главных достоинствах и дырах этого документа читайте в ближайших номерах “АиФ”.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ

СЕГОДНЯ уже ни для кого не секрет, что должностные лица лесхозов имеют внушительные теневые доходы. Например, самая низшая фигура в иерархии лесхоза - лесник, которого можно приравнять к простому рабочему на заводе, как правило, владеет личным авто. В худшем случае это “ВАЗ”. Если доходы повыше - “Нива”. Ну и далее до бесконечности. При этом официальная зарплата у лесных “пролетариев” составляет около 2 тысяч рублей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно