Эту проблему еженедельник “АиФ-НН” поднимает регулярно (последняя публикация - № 46, 15 - 21 ноября). Конечно, каждый случай индивидуален, но начиная с 1998 года, когда в Нижнем Новгороде стартовала программа “Ветхий фонд”, то и дело возникают спорные ситуации между застройщиками и жильцами, которых требуется переселить в другие квартиры. То, что людей не устраивает предложенный вариант, не редкость. Но одни находят компромиссное решение, а другие начинают выдвигать заоблачные требования. И тогда конфликт становится общественным достоянием.
Но всё же до такого абсурда, как на улице Белинского, 71, доходит редко.
Версия застройщика
ПО СЛОВАМ представителя компании “Старт-строй”, расселение жителей этого здания началось четыре года назад. По планам застройщика на этом месте должна появиться парковка. Собственников квартир в “засыпушке” переселили в благоустроенные квартиры в домах того же Советского района. Дело застопорилось на семье Артемьевых.
В прошлом году женщинам предлагали несколько вариантов в домах, расположенных на улицах Рокоссовского, Генкиной, Надежды Сусловой, Ванеева. Вместо своих то ли 13, то ли 16 (данные расходятся. - Авт.) кв. метров Тамара и Елена Артемьевы могли получить двухкомнатную квартиру площадью 48 кв. м. Но они отказались, требуя предоставить им две квартиры - однокомнатную и двухкомнатную.
Сторонам никак не удавалось договориться, а тем временем жильё стремительно дорожало. Застройщик и теперь предлагает “двушку”, но уже в Ленинском районе. На это Артемьевы тем более не соглашаются.
Версия жильцов
- В ЭТОМ районе я выросла, ходила в школу, поэтому он мне дорог и переезжать из него не хочется, - рассказывает Елена Артемьева (на снимке). - Не все люди спорят с застройщиками. Например, среди моих знакомых есть те, кого переселили действительно быстро и в хорошие условия.
Когда очередь дошла до нашей семьи, всё, что мы получили, это повестку в районный суд. Уже там выяснилось, что нам, оказывается, предлагали какие-то варианты жилья. В материалах дела есть два письма, в которых действительно перечисляются улицы Советского района. Возможно, “Старт-строй” и посылал нам письма. Но они почему-то вернулись обратно. Ни о каких вариантах мы не знали.
То, что мы требуем две квартиры, полный бред. Нам нужно двухкомнатное жильё в верхней части города, и всё.
На волю Фемиды
Конфликт достиг апогея, когда дом, включая крышу, начали разбирать, несмотря на то что в нём остались люди. Дело дошло до рукоприкладства. Естественно, обе стороны толкуют этот факт по-разному. Одни говорят, что Елена замахнулась на рабочего молотком, другие - что просто попросила не ломать печную трубу... Во всяком случае в травмопункте у неё зафиксировали сотрясение мозга.
Спор продолжается в суде, решением которого работы по разборке дома приостановлены. Чем кончится дело, затрудняются предположить и жильцы, и застройщики. Последние надеются на то, что оно не затянется, - мэрия подгоняет со сносом аварийного дома. Если сейчас на объекте произойдёт какое-то ЧП, ответит застройщик.
...Мы все, наверное, хотим, чтобы ветхие здания исчезли с улиц современного Нижнего как можно быстрее. Недавно был составлен адресный перечень старых домов, от которых планируется избавиться в течение трёх лет. Но полной уверенности в соблюдении этого срока нет. С одной стороны, многое зависит от финансирования, с другой - от покладистости самих жителей.
Фото Михаила БЕЗНОСОВА
ЯЗЫКОМ ЦИФР
На сегодняшний момент площадь муниципального ветхого жилья в городе составляет 326,7 тыс. кв. метров. Это 1154 дома и 1,3 процента от общего жилого фонда. Меньше всего аварийных домов на Автозаводе, больше всего - в Нижегородском и Ленинском районах.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Мэр Нижнего Новгорода Вадим БУЛАВИНОВ:
- Такой же конфликт, длящийся несколько лет, мы наблюдаем в доме № 35 по улице Нестерова. Единственная возможность решить подобные ситуации - суд.