Примерное время чтения: 9 минут
105

Север покорён «АиФ»!

Напомним, совсем скоро вернётся из четырёхмесячной экспедиции к Белому морю под парусом “30-летие “АиФ” яхта “Мартин” (“АиФ-НН” № 30 от 23.07.08). По пути следования яхту встречали наши коллеги - региональные редакции “АиФ” в разных городах, главы регионов и простые жители.

С такими же гордыми цифрами и логотипом “АиФ 30!” на борту участвовал и побеждал во внедорожных трофи-рейдах наш аифовский джип (“АиФ-НН” № 32 от 6.08.08)

И снова экстрим к 30-летию! Под флагом “АиФ” состоялась экспедиция джиперов к самой северной точке страны - мысу Немецкий на Кольском полуострове. Команда в составе Алексея Малышева и Марии Булатовой  (на снимке) побывала в завораживающе красивых местах русского Севера и привезла нам интересный рассказ о своей экспедиции. Публикуем его в изложении Алексея Малышева:

Флаг нам в руки

Своё 30-летие АиФ решил отмечать разнообразными подвигами, видимо, поэтому наша идея добраться на стандартном автомобиле Opel Frontera (или просто Фрося) до самой северной точки европейской России встретила в редакции большой интерес. Нас снабдили футболками имевшегося (большого) размера, кепками и дали флаг, который попросили установить на самой северной точке путешествия и сделать впечатляющее фото для страниц газеты и сайта «АиФ-НН». Снежно белый, как только что из рекламы «Тайда», флаг с ярко красным «АиФ 30!» вызвал у провожавших нас журналистов легкий вздох по поводу своего будущего с успокаивающим постскриптумом: «Ничего, выстираем». Далее – просьбы фотографироваться в самых-самых местах и, наконец, пожелания удачи и «ни гвоздя, ни жезла».

На север со скоростью 5 км/ч

…Мыс Немецкий — это северная оконечность полуострова Рыбачий (Мурманская область). Это и крайняя северная точка европейской России.

Отправляться в дальние поездки одним автомобилем дело рискованное, поэтому изначально планировалось, что на полуострова Средний и Рыбачий пойдут две машины, но из-за неотложных дел второй экипаж вынужден был остаться в городе.

Как оказалось, добраться до полуостровов не так уж сложно. В последнее время они стали притягательным местом для российских любителей внедорожных путешествий.

Дороги там конечно есть, но далеко не асфальт. Иногда вместо дорог только еле заметная колея, которая пробирается между камнями. Представьте себе, какое счастье после нескольких часов прыганья по камушкам со скоростью 5 км/ч выбраться на ровную песчаную грунтовку, по которой можно буквально «лететь» со скоростью в 10 раз больше!

Я, Маша и Полярный круг

Помня о напутствии «АиФ-НН» фотографироваться и фотографировать, мы притормозили, увидев на М-18 какое-то столпотворение из автомобилей от крохотных микролитражек до огромных фур. ДТП? Автокатастрофа? Нет, Северный полярный круг! Стела a-la «Колхоз Рассвет» отмечала место пересечения дороги с этой важной для географов линией. Около знака выстроилась настоящая очередь из желающих заиметь в семейном альбоме фото «Я (мы) и Полярный круг». Очередь двигалась быстро, мы едва успели достать и развернуть лежащий на самом дне под грудой разнообразного скарба флаг «АиФ». Футболки надевать почему-то на хотелось, всё-таки полярный круг — это далеко не тропик. Установка штатива, несколько фото и уже пора уступать место следующим желающим сфотографироваться. Потом - привязать ленточку (верёвочку, рваный ремень ГРМ, носок и т.п.) на дерево около стелы и оставить монетку на постаменте.

Несколько дней пути, и мы уже гораздо севернее. Посёлок Вайда-губа, мыс Немецкий. Дальше на север только море-океан. Банкет в честь достижения самой северной точки, по причине начавшегося отлива был перенесён на скалы, за которыми уж точно было только море. Путь туда мы преодолели сравнительно легко, пару раз лишь слегка поскользнувшись на водорослях, которые оставило отступившее на время море. Вот обратная дорога к пляжу показалась почему-то гораздо трудней. Скалы стали ещё острее и выше, водоросли ещё более скользкими. Отстав немного, я то и дело слышал впереди направлявший меня голос штурмана: «Ой! Ё-о-о! Ух… сюда не ходи!» И дальше только звук тела, скатывающегося с невысокой гладкой скалы в лужицу.

Спецзадание выполнено

Так как в прошлый раз флаг «АиФ» мы решили не прятать в самый дальний угол, он активно напоминал о себе в любой момент, когда что-то хотелось достать из загромождавшего автомобиль шмурдяка. Хотелось сделать кадр с флагом на фоне прозрачного бирюзового Баренцева моря и скал, которые и есть мыс Немецкий.

Автомобиль выставлен на пляже, флаг закреплен на багажнике и пока ещё держится с помощью верёвочек и такой-то матери. Но ветер почему-то упорно дует не слева направо, а наоборот. Уговоры и заклинания не помогли, шаманские махания красными кепками тоже были не в состоянии противостоять «могучему дыханию» Северного ледовитого океана. Пришлось сменить композицию. Волны и скалы — отдельно; флаг, Фрося и люди на фоне рэперного знака и маяка — отдельно. Ещё порыв ветра - флаг «АиФ 30!», несмотря на все наши старания, ложится на машину. Последний кадр, всё. Обещания, данные друзьям из редакции, выполнены, флаг «АиФ» побывал на мысе Немецкий, чему есть документальное подтверждение.

Фросина обида и ее последствия

И вовремя мы сфотографировались. Потому что потом начались не самые приятные приключения. Автомобиль остановился, отказавшись ехать дальше. То ли возникли проблемы с подачей топлива, то ли всё куда серьёзней и предстоит капитальный ремонт двигателя. Топливную аппаратуру удалось прокачать быстро, но старый аккумулятор «умер».

В такой ситуации без помощи просто не обойтись. Прикидки показывали, что до ближайшего жилья километров 20 как в одну, так и в другую сторону, но оставлять машину на дороге нехорошо — её просто не объехать. Решили ждать. Не предаваться паническому подсчёту возможных убытков и просто скоротать время нам помогла подаренная друзьями бутылка крымского вина.

Прошли целые сутки. По песчаной дорожке так и не проехал ни один автомобиль! Только группа велосипедистов. Ребята сообщили, что в нескольких километрах вроде бы есть геологи. Делать нечего, нужно идти за помощью. Так автопробег оказался дополнен элементами горного туризма.

Утилизаторы-спасатели

Дальше события разворачивались под девизом «не было бы счастья, да несчастье помогло». Не секрет, что часто люди отправляются в поездки, для того чтобы погрузиться в иной, ранее неведомый мир. Сделать это не просто — незримая стена отделяет доступный туристам фасад от настоящей жизни. В этот раз чудо случилось. База геологов оказалась береговым объектом Северного флота. На этот отдалённый пост, незадолго до нашего прихода приехала бригада утилизаторов (после закрытия большинства военных объектов на полуостровах осталось очень много ржавеющего «мусора»).

Они и взяли раскапризничавшуюся Фросю и её экипаж под свою опеку. Благодаря помощи Кости, Дениса, Саши и гостеприимству Александра Ивановича мы смогли приподнять ту завесу, которая отделяет реальную жизнь Рыбачьего от пролетающих по нему приезжих экстрим-путешественников. Ну, а на память о встрече с нижегородскими джиперами у суровых северных мужчин остались майки «АиФ».

Время течёт по-другому

То, что удалось увидеть и услышать, можно обобщить следующим образом. Полуострова живут одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. В большом городе будущее разрушает прошлое и мешает реализовываться настоящему. Там же, на Севере, иначе - уходящее прошлое даёт возможность быть настоящему. Настоящее расчищает дорогу будущему. Будущее облегчает жизнь настоящему и прошлому. Заброшенные военные объекты дают возможность выживать и зарабатывать на утилизации ржавеющего металла.

В последнее время полуострова привлекают пристальное внимание сырьевых компаний, которые ищут там нефть и алмазы. Они привели часть дорог в очень приличное состояние.

Есть повод вернуться

После того, как с помощью добрых людей экспедиция оказалась на асфальте, Фрося «заявила», что, несмотря на сломанную рессору, течь в радиаторе, болтающуюся запаску и полумёртвый аккумулятор, она вполне может передвигаться самостоятельно. В общем-то, цель нами была достигнута. Много ли нам удалось увидеть? Да много. Но некоторые места так и оказались не пройденными. Обидно? Нет. Это веская причина вернуться к самым древним горам, к синему-синему морю, к незаходящему Солнцу, к потрясающим людям. Рыбачий, мы не прощаемся…

P.S. Огромное спасибо моему штурману Маше. Только благодаря её оптимизму мы преодолели все трудности.

Алексей Малышев             

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно