А ведь такая участь может постигнуть каждого из нас. Прихватит сердце на вокзале или аэропорту, и что делать?
Заметили и помогли
Через несколько дней корреспондент «АиФ-НН» отправился в нижегородский аэропорт. Дело шло к полуночи. Казалось бы, к этому времени бдительность персонала слабее, чем днём. В зале народу много, сидячих мест не хватает, чувствуется напряжённая обстановка - задерживается рейс из Бишкека. Журналист прижался к стенке и схватился за сердце. На него сразу обратили внимание. Женщины, которые стояли рядом, распахнули свои сумки в поисках таблеток. Но если валидол не поможет? Советуют мне дойти до ближайшего открытого кассового окошка, чтобы вызвали «скорую».
Девушка в окошечке, Наталья, подробно объясняет, где медпункт. Оказывается, пользуются им здесь довольно часто. Правда, не всегда местные медики помогают.
- Однажды мне стало плохо на рабочем месте до обморока, - вспоминает Наталья. - Меня увезли отсюда на скорой помощи. Не помню, как скоро прибыла бригада, - говорят, что быстро. До нас вообще «скорая» добирается неплохо, рядом крупная больница. Ну и что, что дорога узкая! Вы разве не знаете, что медики включают проблесковый маячок и добираются до места? Служба охраны наблюдает за всем, что происходит в зале. И если кому-то станет плохо, они среагируют.
Медкабинет с его огромной синей вывеской сложно не заметить. За столом сидят две девушки в белых халатах со сосредоточенными лицами. Никто не зевает.
- Присаживайтесь, что с вами? - интересуется фельдшер.
- Головокружение, боль в сердце.
Валентина Васильевна (так звали медработника) просит протянуть левую руку, чтобы измерить давление. Оно и вправду повышено - 150 на 100. От укола журналист отказался, дали таблетку, объяснили, как её правильно рассасывать. Все личные данные записали в специальный журнал - запись была третьей по счёту. Никаких полисов ОМС не потребовали - лишь поинтересовались, зачем человек в аэропорту.
В разговоре с медиками мы поняли, что если дело плохо, вызвать «скорую» здесь никто не постесняется.
- Подстраховываемся при каждом возможном случае, - заметила Валентина Васильевна. Про трагедию в Шереметьеве медики нижегородского аэропорта, конечно, слышали. Более того, в Стригино не раз приземлялись самолёты с пассажирами, нуждавшимися в срочной помощи медиков. В таких случаях в местном медпункте заранее вызывали «скорую» и вместе с ней встречали самолёт. После приёма таблетки журналисту предложили посидеть на кушетке 15 минут, чтобы затем снова измерить давление.
Как сообщили позже в пресс-службе нижегородского аэропорта, медпомощь в «Стригино» оказывают при самостоятельном обращении граждан и по вызовам в соответствии с действующими порядком и стандартами оказания медпомощи, сообщили в департаменте стратегических коммуникаций аэропорта.
Здравпункт аэровокзала оснащён необходимым оборудованием (в том числе дефибриллятором) и медикаментами в соответствии с нормативными документами. В здравпункте круглосуточно дежурят два фельдшера, в дневное время работает и врач-терапевт. В здравпункте аэровокзала оказывают первичную медико-санитарную помощь. Помогают здесь всем, кто обратится, вне зависимости от того, есть ли у человека медицинский полис и удостоверение личности. В зависимости от состояния пациента при необходимости вызывают скорую медицинскую помощь. Среднее время прибытия бригады в аэропорт - 15 минут.
Случаев гибели людей на территории аэропорта из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи не было.
Будь что будет?
Короче говоря, к медицинскому обслуживанию в нашем аэропорту претензий вроде бы нет. Но выяснилось: сертифицированных региональным минздравом медкабинетов в общественных местах в Нижегородской области всего три - в Стригино, на речном и на железнодорожном вокзалах в Нижнем Новгороде.
Никаким другим медкабинетам региональных лицензий ведомство не выдавало. И дело это, как оказалось, добровольное. Организации, которые хотят обустроить на своей территории медкабинет, сначала должны обратиться в Роспотребнадзор за сертификатом соответствия, а затем - за лицензией. Кому нужны эти хлопоты, раз это необязательно?
Например, на единственном автовокзале во втором по значению городе области Дзержинске и «скорую-то» непонятно кому вызывать. Четыре года назад большое двухэтажное здание автовокзала реконструировали под торговый центр. Для вокзала оставили тесный коридор с десятком стульев и кассами.
Правда, нашли мы там и медкабинет, точнее комнату медицинского предрейсового осмотра. Там ещё водители дуют в трубочку.
- Мы, если надо, вызовем «скорую». Можем давление измерить, - сказала женщина в диспетчерской.
Но автобусы с автовокзала уходят по десяткам направлений. Среди пассажиров много людей пенсионного возраста, которые добираются до дачных участков. Ждать автобуса приходится в тесном и душном помещении.
Но кто следит за пассажирами, если в зале вокзала почему-то не видно даже охранника, а кассиры разве всё увидят из своих окошечек?
Вся надежда - на сознательность самих пассажиров. Увидит кто-то, что бабушке плохо, - позвонит в «скорую», а если не увидят? Требования к оборудованию автовокзалов, утверждённые Минтрансом России, не предусматривают наличия кабинета медицинской помощи пассажирам…
- Ежедневно мы принимаем около тысячи вызовов, примерно 25% из них - выезды в общественные места, - сообщил зам. главного врача по оперативной работе Станции скорой медицинской помощи Нижнего Новгорода Вадим Макаров. - Как правило, причины ухудшения самочувствия в этих случаях - резкое обострение хронических заболеваний, травматизм. Вызовы «скорой» в общественные места имеют приоритетный характер: мы стараемся отреагировать на них как можно быстрее, особенно если человек без сознания, если у него судороги, серьёзные травмы, признаки тяжёлого отравления, боли в сердце.
Кстати, когда неожиданно становится плохо на улице и вы в состоянии самостоятельно передвигаться, можете обратиться в ближайшее медицинское учреждение, там обязаны оказать первую помощь! Если говорить о тяжёлых случаях, сегодня в рамках работы станции, кроме общепрофильных бригад, действуют три реанимационные. Реанимобили оснащены очень хорошо, по всем нормам и правилам: есть дефибрилляторы, аппараты для проведения искусственной вентиляции лёгких и введения наркоза, механические средства для непрямого массажа сердца, шприцы и лекарственные средства.
- Учитывая, что бригад три, в каждом конкретном случае принимаем решение о времени «доезда» к пациенту, - отметил Вадим Макаров. - Иногда к больному сначала направляют общепрофильную бригаду, находящуюся ближе к месту происшествия, чтобы медики быстрее начали оказывать помощь. Специализированная бригада приезжает после. Учитываем, на каком расстоянии находится ближайшая больница и как быстро мы сможем доставить туда человека. Бывает, реанимируем прямо на месте и только после стабилизации состояния продолжаем движение. Бывает, проводим реанимацию в пути, но это, конечно, значительно сложнее.
Ветврач спасёт?
Автомобильная пробка на Мещерском озере в Нижнем Новгороде, кажется, вечна. Летом до борского моста, начиная со вторника, движения практически нет. Стоят фуры дальнобойщиков, машины дачников и общественный транспорт. Несколько часов на солнце (а кондиционеры есть далеко не во всех авто), нервы… Обострение хронических заболеваний вполне себе возможно.
По сути, единственный оплот цивилизации на дороге - пост ГИБДД. И здесь даже есть врач. Ветеринарный. Дело в том, что на посту работает пункт ветеринарного контроля, и присутствие ветврача обязательно. Также около моста службу неизменно несут несколько сотрудников дорожной инспекции. Стражи дорог признались, что навыкам первой помощи обучены: специальные курсы проходили во время учёбы в академии МВД. Как помогать, помнят хорошо. А вот с лекарственными препаратами на посту туго. В наличии лишь набор лекарств, как в автомобильной аптечке: бинты, лейкопластыри, кровоостанавливающий жгут.
- За два года, что я здесь работаю, за помощью обращались несколько раз, - рассказывает автоинспектор Иван Халев. - В основном - дальнобойщики. Жаловались на боли в сердце. В таких случаях мы предлагаем зайти в здание поста, присесть. Затем сразу вызываем скорую помощь. Откуда мы знаем, что с человеком? А ему ещё долгий путь предстоит. Надо убедиться в главном - что он способен сесть за руль.
Автомобилисты считают, что спасать себя должны сами. Берут в дорогу валидол, нитроглицерин, обезболивающее. Некоторые вообще стараются, чувствуя недомогание, не вставать в грандиозную мещерскую пробку. Владелица дачи в Борском районе Вера Одинцова признаётся: им с мужем-пенсионером легче пропустить выходные на природе, чем, ощущая приближение очередного приступа гипертонии, сидеть несколько часов в душной машине.
Скорая помощь добраться до «сердца пробки», кстати, может по встречной полосе. Правила дорожного движения при включённых проблесковых маячках такой манёвр разрешают. Главное - чтобы врачи по пути не застряли в другом автомобильном заторе.
Не опасаясь резкого ухудшения здоровья могут стоять в пробках те, кто приезжает-выезжает из Нижнего Новгорода со стороны Московского и Казанского шоссе. Там круглосуточно дежурит бригада территориального центра медицины катастроф. Она и выезжает на ближайшие вызовы.