Почему мелеют реки? И лето у нас не такое жаркое, как в 2010 году, и дожди идут через день, а вода всё убывает и убывает. Экологи вспоминают, что когда-то по Суре, Ветлуге и Керженцу ходили суда. А сейчас эти реки кое-где можно запросто вброд перейти.
В очередь!
В конце мая уровень воды в Волге в районе Нижнего был 64,4 м. Уже тогда Водоканал бил тревогу. А сегодня до критической отметки, при которой нарушится работа Новосормовской водопроводной станции в штатном режиме, остались сантиметры! Уровень воды в Волге - 63,7 м. Отметка, при которой оборудование водопроводной станции уже не достанет до воды, - 63,2 м. Удивительно, но даже в засушливое лето 2010 г. минимальная отметка была 64,09 м.
Но несмотря на все опасения, без воды Нижний вряд ли останется. Сейчас коммунальщики обещают увеличить количество подаваемой воды с Автозаводской водопроводной станции. Если станет совсем худо, воду будут забирать с насосов на барже.
А вот многие перевозки по Волге пришлось остановить. С 6 августа уже не бегают речные трамвайчики по маршруту «Александровский сад - микрорайон Юг». Как сообщила транспортная компания, 4 августа судно КС-140, двигаясь к причалу «Южный», натолкнулось на подводное препятствие. Корабль повредил днище. 5 августа специалисты обследовали маршрут речного трамвайчика и пришли к выводу, что на некоторых участках реки глубина составляет не более 0,5 м. Перевозчик решил больше не рисковать ни пассажирами, ни техникой.
На Волге в районе Городца огромная пробка в виде туристических и грузовых судов, рассказывают речники. Шлюзы наполняют водой по расписанию. Так, трое суток с Горьковской ГЭС сбрасывали объём воды, который позволял пройти судам с осадкой не более 1,9 м. И только на четвёртые сутки спуск увеличивали до 1040-1080 куб. м/с для прохождения судов с осадкой до 2,5 м.
Больше всего страдают грузовые суда, которые проходят через Городец раз в 4 дня. То же касается трёхпалубных круизных теплоходов с осадкой 2,5 м. Транспортные и туристические компании несут убытки.
- Мы уже потеряли полмиллиарда рублей из-за мелководья реки в районе Городца, - говорит Александр Шишкин, управляющий директор судоходной компании. - Суда при прохождении городецких шлюзов вынуждены перегружать часть груза на более мелкие суда при прохождении мелководья. В I полугодии 2014 года недогруз судов составил 116 тыс. тонн. Это в основном касается перевозки строительных грузов.
Нынешним летом нижегородский порт не принял ни одного круизного 4-палубного теплохода из Москвы и Санкт-Петербурга. Лайнеры с осадкой в 3 м и не рискуют заходить на Волгу. В туркомпаниях в буквальном смысле уговаривают клиентов на другие круизы либо возвращают деньги. Ещё один вариант - пересадка с корабля на автобус для преодоления городецкого участка.
Суру, Керженец, Ветлугу уже можно перейти вброд. Фото: АиФ / Татьяна Быкова
Подводные камни маловодья
Понижение уровня воды в реках эксперты связывают в первую очередь со слабым половодьем. Из-за резкого потепления в апреле половодье началось раньше срока, говорит Раиса Хохлова, начальник отдела гидропрогнозов «Верхневолжского управления Росгидромета. Прошлой зимой было мало снега. Рыбинское и Горьковское водохранилища не набрали расчётных запасов воды. Вот и полноценной навигации нет. По метеорологическим прогнозам августовские дожди не восполнят дефицита воды в реках.
Другие эксперты в сегодняшних процессах на Волге и Оке видят более глубокие причины.
- Речь нужно вести о целом комплексе проблем, которые ведут к уменьшению водных ресурсов, - отметил Дмитрий Левашов, председатель экологической организации «СПЭС». - Ока мелеет уже на протяжении 15 лет. Объёмы транспортных перевозок сократились, реку перестали чистить. Меняется фарватер, а берега интенсивно зарастают тальником. По берегам Волги последние 10-15 лет ведут интенсивное жилищное строительство. Из-за бесконтрольной вырубки лесов мелеют притоки Волги. И в самую главную российскую реку поступает меньше воды. Недаром при Петре I за вырубку рощ в водоохранных зонах просто отрубали руки! В Нижегородской губернии очень строго за этим следили. Запрещались вырубки на территории современного Дзержинска, Балахны, в верховьях Ветлуги. Какой-никакой, но лесной контроль был несколько столетий подряд. В современной России по сравнению с СССР штат лесной охраны сократили в 7 раз. Как следствие - массовое обмеление рек.
По словам эксперта, слабее стал и экологический контроль. В реку несанкционированно сбрасывают сточные воды от частных построек и целых коттеджных посёлков. Промышленные стоки в сравнении с советскими временами существенно сократились. Но из-за уменьшения объёма воды в реке выросли концентрации загрязняющих веществ. Вода цветёт, по берегам множатся сине-зелёные водоросли...
Председатель Нижегородского отделения Союза охраны птиц России Сергей Бакка считает, что главная причина обмеления в изменении возраста лесов. По мнению эколога, лес в возрасте от 20 до 80 лет в условиях умеренного климата работает, как насос для рек. А в период интенсивного роста лес иссушает территорию, убивает поверхностные воды.
Вот именно такой лес сейчас и растёт в регионе. Реликтовые леса, которые питали реки, нещадно вырубались с послевоенных времён…
В Нижегородской области, по информации эколога, уже три десятилетия ежегодно вырубают до 11 расчётных лесосек (за год вырубают столько, сколько восстановится за 11 лет). Лет на 200 лесники опередили время...
История одного притока
Еще одна из причин обмеления больших рек - «вымирание» притоков.
- Ещё в 1970-х годах по Суре ходили суда с сыпучими грузами, - вспоминает Сергей Бакка. - А уже в 1997 году мы пытались подняться по реке на катере, но не смогли. Сейчас Суру можно перейти пешком. То же самое и на Ветлуге. По Керженцу когда-то ходили лодки с осадкой более полуметра, а сейчас только байдарки, и те в июле и августе чиркают днищем…
«Дочерние водоёмы» заиливаются, там снижается водоток, а Ока и Волга остаются без воды. Так получилось с речкой Вьюницей на границе Дзержинска и Автозаводского района Нижнего Новгорода. Река бежит по посёлкам Горбатовка. Гариловка, Новое Доскино, впадает в Гниличку, а та - в Оку. В бассейн реки входит часть мкрн Сортировочный и Восточной промзоны Дзержинска. Но у Вьюницы всё меньше сил, чтобы добраться до Оки. Водоток нарушен, и избыточные грунтовые воды Вьюницы растекаются по поселкам.
По словам Владимира Орехова, исполнительного директора экологической автономной некоммерческой организации «Вьюница», проблемы вывода избыточных вод с бассейна реки природа решала когда-то естественным путём - многочисленные ключи эффективно обеспечивали выход избыточных поверхностных и грунтовых вод. Чтобы сохранить от затопления заливные луга, наши предки построили целую сеть дренажных каналов, через которые и уходила вода. Человеческая деятельность во много раз увеличила поступления в водные объекты различных загрязнений, в том числе органических отходов, которые активизируют процессы развития водных растений. К 1990-м годам каналы, пойма речки и её русло так заросли, что погибли многочисленные родники, затруднён водоток. Процесс усугубили сбросы с многочисленных свалок, в том числе с крупнейшего в Европе полигона «Игумново». Вокруг Вьюницы интенсивно развивались жилые посёлки, садово-дачные кооперативы, которые с каждым годом также увеличивали поступление загрязнённых ливневых вод в реку. И речка деградировала…
Сейчас речка с большим трудом справляется со сбросом весенних паводковых вод, создавая реальную угрозу затоплений и подтоплений селитебных территорий, а вот в летнюю межень и осень в районе Горбатовки водоток почти прекращается…
В 2009 году появилась надежда на спасение речки. Увидел свет проект расчистки реки и прудов на участке от железнодорожной магистрали до южной границы Горбатовки. Однако пока власти смогли реализовать только начальный этап плана - восстановили гидротехнические сооружения - водопропуски, мостовые переходы. Решение проблемы расчистки самого русла реки ещё впереди…
Как сберечь реки?
- Обмеление реки - это целый комплекс проблем, и надеяться на естественное восстановление водного баланса было бы слишком наивно, - отметила Елена Колпакова, координатор движения «Поможем реке». - Основная причина их обмеления - массовая вырубка лесных насаждений в водоохранных зонах. В своё время нечто похожее переживал Китай. Когда в Поднебесной осознали масштабы бедствия, то в приказном порядке бросили население на озеленение речных берегов. Чтобы восстановить водный баланс, понадобились десятилетия. Лес в процессе становления забирает много воды.
По словам эксперта, на Волге десятки городов, а комплексного подхода в водопользовании между ними нет! Что и говорить - в России отсутствует такое понятие, как интегрированное управление водными ресурсами. Иначе водный менеджмент - система, при которой соблюдаются интересы всех водопользователей.
- У нас же пока каждый тянет одеяло на себя. Мы чересчур расточительно относимся к водным ресурсам. Между тем приоритет должен отдаваться использованию воды для питья, а не для выработки электроэнергии, - считает Елена Колпакова. - В целом, великая русская река деградирует из-за хозяйствования человека. Мы должны понять, что ресурсы реки можно использовать только в тех пределах, которые не наносят ущерба экосистеме, и незамедлительно начать восстанавливать реки.