Примерное время чтения: 6 минут
2306

Теряем Волгу? Как обмеление меняет жизнь речной акватории

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 12/07/2017
На Волге каждый год появляются новые мели, и корабли всё чаще попадают в эти «ловушки».
На Волге каждый год появляются новые мели, и корабли всё чаще попадают в эти «ловушки». ГУ МЧС по Нижегородской области

Не так давно на Волге в районе Васильсурска сел на мель теплоход «Очарованный странник». История получила широкий резонанс из-за того, что на его борту находились 120 ветеранов Великой Отечественной войны. Речной круиз был подарком ко Дню Победы. Родственники ветеранов переживали за своих дедушек и бабушек, оказавшихся в «речном» плену. Теплоход простоял на мели сутки. К счастью, никто не пострадал, никому не потребовалась медицинская помощь. Но ситуации, когда суда садятся на мель, особенно в начале судоходного сезона, случаются всё чаще и чаще. Причин называют много, одна из них - обмеление Волги.

С кораблей - на плоскодонки

Каждый год на главной российской реке появляются новые мели.

«Проблема маловодия реки Волги сказывается на безопасности плавания, ущемляет права пассажиров водного транспорта, ухудшает экологическую, санитарную, эпидемиологическую обстановку и влечёт ряд других негативных последствий», - сообщил «АиФ-НН» первый заместитель Приволжского транспортного прокурора Вадим Колосов.

По его словам, в реестре Волжского бассейна зарегистрировано более 4500 судов, ежегодно по Волге корабли перевозят более 700 тысяч пассажиров. Поэтому проблема обмеления реки влияет напрямую на судоходство.

Туроператоры считают, что этот процесс - прямая угроза внутреннему речному туризму, потому что для пассажирских теплоходов появляется всё больше маршрутов, по которым им просто не пройти. Если делать ставку на маломерные суда, значит, нужно заменять корабли, а это не всем туристическим компаниям по карману.

«Мы упорно замалчиваем известный факт: в советское время по российским рекам был проложен единый глубоководный ход. Это делалось для военной промышленности. К примеру, в Нижнем Новгороде по этому маршруту шли подводные лодки с Сормовского судостроительного завода, - рассказал «АиФ-НН» руководитель нижегородского экологического центра Асхат Каюмов. - Реку упорно переделывали под суда и сейчас продолжают этим заниматься. Хотя разумнее строить корабли под реки. В Европе глубина судового хода 2,6 метра, у нас - 4 метра. Зачем? Сейчас 80% всего речного флота России в изношенном состоянии. Самое время заменить старые корабли на новые, у которых судовой ход будет соответствовать рекам, а не нашим желаниям».

Добыча с ущербом

Почему мелеет Волга? Для выяснения причин и решения этой проблемы была создана Объединённая коллегия специализированных прокуратур - природоохранной и транспортной.

«Одна из причин обмеления Волги, в частности, на участке Городец - Нижний Новгород - бесконтрольная добыча нерудно-строительных материалов из русла реки и рядом с береговой линией», - высказался Вадим Колосов.

Совместными усилиями двух прокуратур проводятся проверки - выясняют, законна ли добыча полезных ископаемых, в том числе есть ли у тех, кто работает на реке, лицензия. Установлено: в Нижегородской и Самарской областях, а также в Татарстане добыча нерудно-строительных материалов идёт крайне интенсивно и подчас бесконтрольно. По официальной статистике, за последние 20 лет добыча песка в ПФО выросла почти в три раза, а общий объём добытых нерудных материалов составил почти 90 млн кубометров. При этом, по неофициальным данным, реальные цифры - около 150 млн кубометров.

Именно поэтому, по мнению прокуроров, нужно усилить контроль за тем, как добытчики соблюдают правила гидропользования.

«Мы заставляем все уполномоченные органы - и руководство регионов, и Федеральное агентство водных ресурсов, и администрации бассейнов внутренних водных путей - обратить внимание на необходимость более детального прогнозирования уровня воды в Волге в межнавигационный период. Это нужно для правильного регулирования сбросов воды зимой, чтобы предотвратить перенаполнение Рыбинского водохранилища. Ведь от него зависит режим работы всего каскада Волги в навигацию», - подчеркнул первый заместитель Приволжского транспортного прокурора.

Волна всё меньше

По мнению эколога Асхата Каюмова, в Волге действительно с каждым годом становится всё меньше воды. И виноваты в этом люди.

«Все изменения, которые происходили на Волге и в её акватории за последние десятилетия, делались не в интересах реки, а в интересах развития гидроэнергетики. В 50-60-е годы XX века по берегам Волги активно вырубали леса и осушали болота. Чем это обернётся в дальнейшем? Никто тогда особо не задумывался», - заявил Асхат Каюмов.

Каждый год по весне в регионе создают противопаводковую комиссию, которая борется с весенней водой. Вся вода в половодье быстро скатывается вниз по Волге, не задерживаясь, не уходя в малые реки. А спустя буквально месяц начинается другая беда - её нехватка, констатирует эколог.

«А всё дело в том, что раньше эту воду аккумулировали болота и лесные массивы. Как исправить ситуацию? Надо восстанавливать леса и болота. Для начала было бы неплохо вернуть границы охранных зон рядом с Волгой к прежним показателям. В советские времена охранные зоны простирались на расстоянии 500 м от берега. Сейчас этот показатель снизили до 200 метров», - считает эксперт.

Что питает Волгу?

Эксперты бьют тревогу - чтобы предотвратить обмеление Волги, нужно позаботиться о малых реках.

Например, в ходе прошлогодней экспедиции «Плавучий университет» нижегородские учёные изучили, как изменился берег, как ушла бровка. И пришли к выводу, что массовая вырубка леса на берегах малых рек напрямую влияет на их обмеление, а значит - и на уровень воды в больших водоёмах, которые они питают, сообщил «АиФ-НН» руководитель экспедиции доктор физико-математических наук Станислав Ермаков.

«Динамику малых рек Волжского бассейна необходимо изучать. Мы недооцениваем их значение. Поэтому специалисты и предостерегают от вырубки леса на их берегах. Это не в последнюю очередь способствует обмелению Волги. Вместо того чтобы обсуждать поднятие уровня Чебоксарского водохранилища и сделать болото прямо у стен кремля, возможно, лучше обратить внимание на сбережение малых рек! Это поможет поднять уровень воды и в Волге», - отметил Станислав Ермаков.

Рукотворный застой

Исполнительный директор экологической автономной некоммерческой организации «Вьюница» Владимир Орехов:

«Обмеление Волги - проблема сложная и во многом рукотворная. Люди сами создали эту проблему. На Волге сейчас действует губительный для реки режим стока воды.

Посмотрите на Волгу! Всего за век мы превратили её из могучей реки в цепь водохранилищ, то есть застойных водоёмов и плотин. Это сильно ослабляет течение реки. Обмеление в этом случае прогнозируемо. Вариант с поднятием уровня Чебоксарского водохранилища проблему с обмелением Волги не решит, а скорее обострит.

Вопросы, касающиеся Волги, надо решать, опираясь на мнения экспертов в различных областях. При этом необходимо учитывать динамику изменений реки. Когда дело касается такого природного уникального объекта, как Волга, нельзя решать сиюминутные задачи. Необходимо просчитать, чем это обернётся через 10, 20, 100 лет. Мы отвечаем не только за Волгу, потому что, изменив её, мы изменим всю экосистему вокруг реки!»

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых