Нижегородским штольням грозило обрушение. В 2010 году диггеры заявили о проблеме, подтолкнув чиновников к действиям. Деньги из бюджета на их ремонт нашли, а значит спасли и объекты, расположенные на поверхности – обширные площади парка «Швейцария» до Дворца Спорта на проспекте Гагарина. Какие тайны скрывают нижегородские подземелья? Об этом мы разговариваем с лидером нижегородской команды диггеров «Kernel Diggers» Ильёй Новосадовым.
В машине времени
- Мальчишки всегда любили пробираться в заброшенные катакомбы, лазить по подземельям. Как у вас появилось это увлечение?
- Со школьных времен мы исследовали заброшенные объекты, преимущественно военные. Один из них - командный пункт 16-го корпуса войск ПВО, который стоял на боевом дежурстве с 1961 года в стороне от улицы Родионова, за бывшим таксопарком. Под холмом скрывалось грандиозное сооружение, уходящее под землю на десяток метров. 16-й корпус охранял небо над тремя республиками и пятью областями. В конце 90-х годов началось расформирование части, к 2000-му году её окончательно оставили - доступ для исследования оказался открыт.
В бункере мы увидели ещё целые пульты управления, мониторы, планшеты, за которыми работали офицеры дежурной смены. Осталось нетронутым и оборудование для жизнеобеспечения - генераторы, фильтровентиляционные установки, ёмкости для хранения воды. В коридорах горело аварийное освещение. Через год после расформирования части командный пункт пришёл в полное разорение. Там срезали медные провода, трубы, арматуру. Сейчас без альпинистского снаряжения попасть туда проблематично.
Офицеры и солдаты, которые проходили здесь службу, пришли в ужас от свежих снимков. От них мы узнали о нескольких боевых тревогах, которые пережила база: с 1973 по 1975 годы, было два перехвата, оба успешных - один квалифицировался как крылатая ракета, второй как разведывательный высоколетящий самолёт. Что это было на самом деле, не сообщили.
- Сейчас, наверное, ни одного заброшенного спецобъекта в первозданном виде не найти?
- Из того, что осталось от наследия СССР, уже нет. Любой оставленный спецобъект становится не достоянием истории, а предметом корыстного интереса некоторых граждан. Если прежде охотников за наживой интересовал исключительно цветмет, то сейчас здания буквально растаскивают по кирпичикам.
Диггеры исследуют подземелья Нижнего Новгорода | Фотогалерея
Диггеры исследуют подземелья Нижнего Новгорода | Фотогалерея
В интернете встречаются объявления о продаже б/у кирпича и плит. Нам посчастливилось стать первопроходцами на многих некогда секретных точках, но даже не приходило в голову что-то срезать и увезти с собой. Мы ценили те впечатления, что получали, делали снимки, пытались сохранить историю. Как-то мы наткнулись на заброшенную лабораторию бывшего химзавода под Дзержинском. В здании отлично сохранились приборы, оборудование, на стене - календарь на 15 февраля 1988 года. Будто работники вышли ненадолго на оперативку в ленинский уголок и вот-вот вернутся.… Как будто садишься в машину времени.
Таинственные галереи
- Как вы находите заброшенные объекты, которых нет на картах?
- Зачастую случайно. До конца 90-х прогулки по городу были самым эффективным способом поиска заброшенных объектов. Однажды под трамплинами над парком Победы мы увидели портал. Это был выход коллектора 1914 года, «Красный Тоннель» - первый в городе дренажно-канализационный коллектор общей протяжённостью 600 м. В начале 2000-х на пл. Сенной началось строительство бизнес-центра, как раз над тоннелем. При строительстве одна из свай ушла в тоннель, пробив свод. А в 2005 году после того, как тоннель перегородил плывун, сохранилось лишь около 400 м старинной канализации. Нужно было прочищать забитые суглинком своды. Помню, мы с товарищами вычерпывали вёдрами глину. Но наших усилий явно не хватало. Объект уникальный и простоял бы ещё века.
Подозреваю, что при строительстве тоннеля, выполненного из красного кирпича, в раствор для скрепления которых для прочности добавляли яичные желтки. А какая в тоннеле была флора и фауна! Где ещё можно увидеть летучих мышей, как в замке графа Дракулы?
- Строители, угодившие сваей в пустоту, не знали о старинной канализации?
- Подземный Нижний хранит немало тайн. Сейчас мы ведём поиски галерей 1820-1830 годов под Нижегородской ярмаркой. По имеющимся чертежам и описанию, это арочные галереи, уходящие далеко за бывшие лабазы старой ярмарки по направлению к Мещере. По нашей информации, в 2003 году коммунальщики при прокладке теплотрассы к новым домам наткнулись на фрагменты старинного тоннеля. Дальше след теряется. Сейчас мы работаем с документами и картами, в надежде отыскать галереи, куда последние лет 70 лет не ступала нога человека.
- Говорят, что в подземельях водятся трёхметровые крысы, обитают духи…
- Я не видел ни крыс, ни змей. Крысы живут там, где есть еда. А змеи любят тепло. Духи - это на 99,9% плод воображения людей. Ещё рассказывают о белых пятнах на фото - якобы фантомах. У нас много таких снимков – но это всего лишь частицы пыли, отражающие свет при вспышке.
Часть души
- Современные молодые экстремалы любят и в штольни пробраться, и в метро, ухватившись за поезд, покататься. А насколько опасно то, чем занимаетесь вы?
- Это очень рискованно, зачастую неоправданно, а некоторые действия могут попасть под статьи УК РФ. Спуск в подземные объекты сопряжён с риском для здоровья и жизни.
Одна из самых больших опасностей – обвалы. Некоторые объекты до сих пор подключены к электричеству - может ударить током от оголённого кабеля. Для человека смертельны скопления метана, газа без цвета и запаха. Погружаясь под землю, мы используем необходимое для безопасности снаряжение.
О мерах безопасности, к сожалению, забывают школьники и студенты, которые только называют себя диггерами, вдохновившись романтикой подземных лабиринтов. Ребята беззаботно спускаются в полуразрушенные убежища, тоннели и даже в метро часто лишь ради развлечения, позёрства, мнимого желания экстрима, чтобы сделать фото для соцсетей. Такие «забавы» могут закончиться трагедией. Есть и другая категория «диггеров», которые спускаются под землю для наживы. Но диггеры ли это? Корыстный интерес несовместим с этой трудной, опасной, но всё же интересной и добровольной исследовательской работой. Мы - исследователи. Диггерство для нас даже не хобби, а часть души.
- Какие у вас ближайшие планы?
- Мы мечтаем создать музей времён Холодной войны. Мы бы смогли воссоздать образ советского человека периода противостояния. У нас есть немало уникальных экспонатов, литературы, образцов техники, фотографий, свидетельств той, может быть спорной, но безвозвратно ушедшей эпохи.