Дошли до точки - так характеризуют ситуацию сами коммунальщики. И где же, спрашивается, очередь из представителей бизнеса, готовых как следует вложиться в обновление инфраструктуры, чтобы потом эксплуатировать её с прибылью?
Отдать, но сохранить
Не спешат богатые инвесторы выстраиваться в очередь к нашим ветхим трубам. Оборудование и трубопроводы, снабжающие нас водой, как правило, в муниципальной собственности. Это стратегические фонды, от которых зависит жизнь целых городов и районов. А муниципалитеты, как правило, не могут себе позволить вложиться в ЖКХ в нужных объёмах. Да и на потребителей не переложишь ответственность за обновление инфраструктуры - это может вызвать социальные потрясения.
Поэтому государство, хотя и не намерено отдавать в частные руки стратегические активы, всё же ждёт помощи от бизнеса. Разумный выход найден. Спасать коммуналку решили, используя форму концессионных соглашений.
Российские власти сочли, что концессия - самый приемлемый вариант государственно-частного партнёрства, когда казна сохраняет имущество, а бизнес получает возможность работать на перспективу по понятным правилам. Концессионные отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, как заявлял президент РФ, - перспективная модель и для бизнеса, и для государства. Переход на концессионные соглашения, частные инвестиции - это реальная конкуренция.
Инвестиции при этом возвращаются через тарифы для потребителей, но не мгновенно, а в течение длительного срока - 15 или даже 25 лет. Часть вложений концессионеры получают назад благодаря оптимизиции внутренних ресурсов.
По такой схеме работают два водоканала - в Нижнем Новгороде и Дзержинске. В целом это общероссийский тренд: президент после майского госсовета по вопросам ЖКХ поручил кабинету министров разработать механизмы модернизации коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня износа основных фондов к 2020 году. При этом число аварий в отрасли к 2017 году должно снизиться минимум в полтора раза. Все эти цели достижимы благодаря передаче коммунальных активов в концессию до 2016 года.
Но даже сегодня, когда форма концессии одобрена на высшем уровне, скептики полагают: не следовало бы нашим муниципалитетам идти на это. Есть, мол, риски лишиться городского имущества.
- Нужно различать концессию в России и на Западе, - подчеркнул Александр ПОПОВ, финансовый директор ОАО «Нижегородский водоканал», на круглом столе, организованном «АиФ-НН» в рамках II Международного бизнес-саммита. - Отечественные законодатели максимально ограничили права концессионера. Так, по федеральному закону ФЗ-416 «О водоснабжении и водоотведении» инфраструктурное имущество не подлежит отчуждению и залогу так же, как и конт- рольный пакет акций. Другой федеральный закон запрещает залог прав концессионера. Таким образом, в России концессионные соглашения выглядят крайне консервативными с точки зрения обеспечения для потенциальных кредиторов.
Концессионное соглашение «Нижегородского водоканала» и администрации Нижнего Новгорода исключает возможность передачи систем водоснабжения и водоотведения третьим лицам. У соглашения только два участника: заказчик - городская власть, передавшая в управление системы, и ресурсоснабжающая компания, которая обязана 25 лет их качественно обслуживать и инвестировать в их модернизацию не менее 6 млрд руб.
Инвестиции по плану
К слову, подобные соглашения действуют не только у нас, но и в Перми и Воронеже, на очереди и Санкт-Петербург, Омск, Саратов. Более того, профессиональное сообщество предприятий водоснабжения и водоотведения признало концессионные соглашения пока единственной эффективной формой взаимодействия отрасли, капитала и государства. Именно об этом шла речь на VI конференции водоканалов России «Перспективы развития и модернизации водопроводно-канализационного комплекса». Конференция, организованная Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения, проходила в Красноярске в конце августа.
«Нижегородский водоканал» принял участие в пленарном заседании, на котором представитель компании поделился опытом заключения концессионного соглашения.
- Шли мы к этому целенаправленно долго, почти два года, - рассказал Александр Попов. - Ещё в 2011 году менеджеры водоканала совместно с международными консалтинговыми компаниями анализировали ситуацию с более чем 70%-ным износом систем водоснабжения и водоотведения. Они пришли к выводу, что концессия - наиболее рациональный выход из неё. 14 июня 2013 года концессионное соглашение было подписано. Уже в августе мы объявили о начале конкурса, который позволит привлечь более 1 млрд руб. для модернизации объектов.
Тарифы без перегрузки
Конкурс на привлечение более 1 млрд руб. идёт среди финансовых организаций. Как отметил Александр Попов, банковское сообщество проявило неподдельный интерес к этой инициативе. Более того, есть реальные предложения от конкретных финансово-кредитных учреждений. Не исключено, что стратегическим партнёром глобального обновления нижегородских сетей выступит крупный федеральный банк с государственным участием.
Представители водоканала заверяют, что население - основной потребитель услуг - при этом инвестиционной нагрузки не ощутит.
- В основе концессионного соглашения - комплексная модернизация, которая призвана увеличить жизнеспособность системы минимум на 20-25 лет, - говорит Александр Попов. - Программа позволит изменить структуру тарифа с «ремонтной» на «инвестиционную». Самое главное, что она предполагает компромисс: тарифы для потребителей будут индексироваться на уровне, близком к инфляции.
Словом, открыв краны, нижегородцы модернизацию заметят, но на их кошельках она не скажется.