81

Барьеры для инвестиций: что мешает «коммуналке»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 18/09/2013
Для модернизации нужны «длинные деньги» и понятные правила. Фото Александра Васильева

Проблемы и перспективы отрасли обсудили представители власти, руководители ресурсоснабжающих и управляющих компаний, а также общественники, отстаивающие интересы простых потребителей коммунальных услуг. К сожалению, к разговору не сочли нужным присоединиться представители администрации Нижнего Новгорода, хотя проблем в городском ЖКХ более чем достаточно.

В поисках «длинных» денег

Высокий износ (можно, сказать, даже обветшание) основных фондов в отрасли - момент общеизвестный. Один из рецептов оздоровления инфраструктуры, на который уповают в региональном правительстве, связан с практикой частно-государственного партнёрства, подчеркнул Владимир БЕСПАЛОВ, замминистра ЖКХ и ТЭК Нижегородской области. В концессии, по мнению властей, появится возможность не только поддерживать системы в технически исправном состоянии, но и модернизировать их.

Коммунальщики тоже активно ратуют за концессию - она даст им возможность привлечь «длинные» и дешёвые деньги. Договоры концессии с муниципалитетами в регионе оформили нижегородский и дзержинский водоканалы.

Руководитель ещё одной водоснабжающей организации - арзамасской - Андреас ШЕЛЬЦКЕ откровенно жалеет, что его предприятие не может работать по договору концессии. Компания арендовала муниципальные сети водоснабжения и канализации на 15 лет. Заменить старые мощности без серьёзных вложений нельзя, но окупятся такие инвестиции лишь через 20-30 лет.

А Николай ШУМИЛКОВ, депутат нижегородской Думы и глава одной из районных домоуправляющих компаний, не видит ничего плохого в бюджетных вливаниях в стратегические предприятия ЖКХ - при условии, что имущественный комплекс таких компаний даже в концессии остаётся за муниципалитетом. Скажем, нижегородские теплоснабжающая компания и водоканал, точнее их инвестиционные проекты, по мнению депутата, дотировать нужно, и деньги на это у казны есть. Финансирует же государство капремонт жилья в рамках 185-го федерального закона.

Что до тарифов, то больше чем на 6% их поднимать не следует, считает Николай Шумилков. Он за ежегодную индексацию на уровень инфляции.

Политика не дружит с экономикой

В коммунальной сфере отсутствуют долгосрочные понятные правила игры, которые позволили бы привлечь туда «длинные» деньги, подчёркивает Владимир КОЛУШОВ, гендиректор теплоснабжающей компании:

- Предприятия, по сути, живут одним годом, не зная, что будет завтра. Вопросы ценообразования в ЖКХ тесно переплетены с политикой, которая зачастую не созвучна с экономикой. О решениях руководства страны коммунальщики зачастую узнают не по законам, а по телепередачам, где сообщают о лимите на рост тарифов, а то и вовсе о моратории. Между тем нельзя загонять все регионы и города под одинаковую планку тарифного роста: всюду разное состояние инфраструктуры, разные потребности в ней, разная готовность платить.

Нулевой рост тарифов для отрасли, по словам Владимира Колушова, означает отрицательную динамику, которая ведёт к накоплению убытков.

Кроме того, многие инициативы не находят отражения в законодательстве. В частности, прошлогодняя инициатива президента о среднегодовом росте тарифов не более чем на 6% до сих пор не оформлена в нормативные акты.

Александр БОБРОВ, замдиректора нижегородского филиала генерирующей компании по продаже тепловой энергии, ещё более категоричен: последние три года, по его словам, теплоэнергетика методично скатывалась в убыточность.

Подождите года два

Представители службы, в ведении которой находятся вопросы тарифообразования, настроены менее пессимистично. Система долгосрочных тарифов будет окончательно выстроена к 2016 году, обозначил Алексей СЕМЕННИКОВ, заместитель руководителя Региональной службы по тарифам Нижегородской области. Тогда канут в лету и предельные индексы роста расценок. Законы в части формирования долгосрочных тарифов в сфере тепло- и водоснабжения сейчас уже есть - правда, пока нет методических рекомендаций по расчёту тарифов.

- 2014 и 2015 годы я бы воспринимал как переходный период, когда все вопросы раскроются, с тем чтобы с 2016 года можно было перейти на нормальное долгосрочное регулирование с понятными параметрами, - заключил Алексей Семенников.

Остаётся вопрос: а как отрасль ЖКХ переживёт эти два переходных года? И приемлемым ли будет качество обслуживания потребителей?

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах