Держитесь за договор
28 жалоб на качество отдыха уже поступили в этом году в региональное управление Роспотребнадзора. Все эти претензии относятся к выездному туризму.
- Рост обращений в I полугодии - 50%, - рассказывает Нина ЦВЕТКОВА, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. - Нижегородцы жалуются на разное. Самое печальное - это когда потребителю не оказали услуги, он никуда не поехал и теперь хочет вернуть свои деньги. Также люди жалуются на некачественно оказанные услуги, нарушение сроков отдыха…
Размещение - это вообще камень преткновения. Решение же лежит на поверхности - внимательно читайте ваш договор с турфирмой. Уделите особое внимание таким пунктам, как число звёзд отеля, его расположение, организация питания, наличие дополнительных услуг.
- Все беды возникают от безответственности, причём не только турагентств, но и самих туристов, - уверена Татьяна СМАЙЛ, председатель комитета по туризму при Торгово-промышленной палате Нижегородской области. - Изучите договор, который подписываете. Он должен быть ёмким по количеству страниц, но содержать все нюансы вашего отдыха. Договор на одной-двух страницах - это вообще не документ, он вас не защитит. Правильно оформить все бумаги - главная задача турагентств.
Важный момент: в прошлом году начали действовать изменения в туристском законодательстве, касающиеся операторов выездного туризма. По закону, все такие компании должны состоять в ассоциации «Турпомощь». Информация об этом обязательно есть в договоре об оказании туруслуг.
Сегодня в ассоциацию входят 1912 работающих в России операторов (список - на сайте Ростуризма). Остальные работают незаконно!
Дёшево, но опасно
Хороший вопрос - куда ехать? Популярнее всего у нижегородцев Турция и Египет, несмотря на то, что ситуация там неспокойная. Пока на сайтах МИДа и Ростуризма не появится официальная рекомендация не отправлять туристов в определённые страны, путёвки туда продаются.
- Турфирмы в обязательном порядке обсуждают с туристом все вопросы безопасности, выдают памятки, - подчёркивает Елена БОГОМОЛОВА, директор туристической компании «Аллюр». - Предлагают альтернативные варианты, но туристы выбирают, что подешевле. Например, самая дешёвая путёвка на Кипр дороже поездки в Турцию на 20 тыс. руб. Для многих это существенно.
Если что-то на отдыхе пошло не так именно по вине оператора или агентства (а не потому, что вы покинули курортную зону вопреки предостережениям) - пишите жалобы. Также, изучайте иностранные языки. К примеру, если вы решили отдохнуть в Барселоне, грамматика испанского языка поможет избежать некоторых трудностей.
- Надзор в данной сфере ведут специалисты Роспотребнадзора и Министерства культуры, - отмечает Дмитрий ТАРАРИН, эксперт регионального отделения Ассоциации юристов России, старший прокурор управления прокуратуры Нижегородской области. - Вопросы о выплате компенсаций решает суд. По вопросам мошенничества отдельных граждан или юридических лиц (например, при продаже путёвок) обращайтесь в полицию. Стражи порядка проведут процессуальную проверку на наличие состава преступления.
Кстати
В неприятные ситуация на отдыхе нередко попадают и дети (скажем, в нашем регионе из-за вспышки менингита закрылся оздоровительный лагерь «Космос»).
- Ответственность за выполнение санитарных требований и за безопасность детей полностью лежит на организаторах отдыха, - говорит Алла АГАПОВА, начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. - Но при любых происшествиях вину организатора отдыха нужно доказать. Если вы просто забрали малыша домой, никаких карательных мер для владельцев лагеря, так же, как и выплаты вам компенсации, не последует. Все случаи должны быть зарегистрированы и расследованы. Когда у вас на руках полный пакет документов, можно обращаться в суд и требовать возмещения материального и морального вреда.