Без Всемирной сети девчонка-четвероклассница уже не представляет своей жизни. Чем грозит ребёнку такая «виртуализация» собственной жизни? И как найти общий язык с живущими в Сети детьми?
Синоним реальности
- Развитие информационных технологий можно оценивать с точки зрения приобретения новых навыков. Их использование даёт значительное преимущество в жизни. Конечно, в использовании информационных технологий дети значительно опережают родителей. По данным исследований, проведённых агентством «Левада-Центр», каждый день пользуются Интернетом 88% опрошенных детей (среди родителей - только 53%), - говорит Сергей КУЧИН, министр информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области.
По данным сотовых операторов, активными пользователями Интернета становятся дети уже в 10-летнем возрасте, причём 78% опрошенных наибольшее количество времени проводят именно в соцсетях.
- Социальные сети сегодня - это наиболее популярный формат общения для молодёжи, - считает министр. - Соцсети для достаточно большого количества пользователей - это практически синоним самого понятия «Интернет».
«Не дают стоять на месте»
Только представьте, как детей и подростков привлекает мир по ту сторону экрана! Социальные сети для них - не роскошь, а средство общения, самовыражения и в какой-то мере развития.
- Для многих ребят, и для меня в том числе, социальные сети - это возможность позиционировать свои увлечения, делиться результатом своего творчества с окружающими, - считает Егор ШИПОВНИКОВ, ученик гимназии №13 Нижнего Новгорода. - Не так давно я начал увлекаться компьютерной графикой, и то, что есть такое место, где можно выложить свои работы на всеобщее обозрение и обсуждение, помогает мне адекватно себя оценивать. К тому же, в соцсетях есть множество групп, посвящённых моему хобби, - там моё творчество оценивают с профессиональной точки зрения, критикуют, поправляют - в общем, не дают стоять на месте.
Личный дневник
Но самовыражение - это далеко не главная причина для пропадающих в Сети мальчишек и девчонок. К сожалению, многие пытаются казаться взрослее за счёт откровенных фото на своих страничках и отборной брани на форумах. Что делать родителям и педагогам, чтобы повлиять на подобную манеру поведения подрастающего поколения и найти с детьми общий язык? Ответ лежит на поверхности. Регистрируйтесь в соцсетях сами!
- За свой педагогический стаж я сталкивалась с самыми различными проявлениями подростковой тяги к независимости и самовыражению, но, зарегистрировавшись в «контакте», я поняла, что и меня, бывалого педагога, ещё можно чем-то удивить, - рассказывает Елена КЛАУС, заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №40 Нижнего Новгорода. - Интернет-страница ребёнка - это его виртуальный личный дневник, где он выражает свои мысли, переживания порой излишне открыто, не слишком корректно. Находясь с учениками в едином интернет-пространстве, у педагога больше шансов повлиять на них, сделать более увлекательными уроки и, зная благодаря соцсетям о душевном состоянии учеников, вовремя оказать им моральную поддержку или любую другую помощь.
Но даже если у вас абсолютно беспроблемный ребёнок и отношения у вас доверительные, можно завести аккаунт в той же сети. Глядишь, и новые темы для разговора появятся.
- Для меня, дедушки взрослых внуков, проблема взаимопонимания поколений исчезла, как только я стал активным интернет-пользователем, - отмечает Виктор ХОЛОПОВ, консультант отдела департамента образования города. - Внуки всё чаще обращаются ко мне за помощью в житейских вопросах, в то же время проводя для деда компьютерный ликбез.