Нижний Новгород, 28 января - АиФ-НН. В преддверии 60-летнего юбилея Сталинградской битвы Фаина Семёновна вспоминает, каким адом была война, сколько раненых удалось вынести из-под обстрела и как её с будущим мужем связали кровные узы.
Вплавь через Днепр
Фаина Семёновна родилась в Белоруссии, в Бобруйске. До войны закончила медицинский техникум, успела поработать фельдшером. В июне 1941-го как раз собиралась в отпуск…
- Первый день войны я встретила в городе Воложине, в Западной Белоруссии. Когда нас бомбили, казалось, будто весь мир горит. Мы добрались до Минска, оттуда нас отправили в 21-ю армию, в полевой медсанбат, и на фронт! – вспоминает наша героиня.
Наши войска отступали. Немец шёл на танках, мотоциклах, а у нас одна матушка-пехота. Днепр пришлось переплывать. Река широкая, порожистая. Сколько здесь погибло наших солдат! Фаину спасло то, что она знала днепровские пороги...
Многие в Белоруссии остались в окружении, кто-то ушёл в партизаны. Сестру Фаины Семёновны немцы повесили за связь с партизанами. Мама умерла в оккупации.
Три брата были на фронте, отец со снохой и 4 внуками остался в Бобруйске. Ему удалось ночью тайно вывезти семью к партизанам, хотя немец призывал оставаться, работать - возделывать землю.
«Там была бойня»
Немец продолжал наступать. 21-я армия отступала до Смоленска. Город был разрушен. Фашисты рвались к Москве. Под Смоленском Фаину ранила в бедро снайперская пуля – бои были на каждом шагу. Месяц девушка пролежала в госпитале – снова на передовую.
- Были мы и под Сталинградом. Вот там была бойня! От бомбёжек прятались под тракторным заводом. Думали, не выживем. Не могу забыть, как буквально рядом со мной снайпер убил мою подругу…
Спасли их сибирские полки с «Катюшами». Стояли сильные морозы. Но фашистам во главе с Паулюсом пришлось жарко. Сколько тысяч солдат воевало под Сталинградом!
Сколько раненых хрупкая Фаина перетаскала под перекрёстным огнём на плащ-палатке!
- Даже не знаю, откуда силы брались. Ведь иногда ползком приходилось тащить, и по-пластунски. Ну, а что делать? Спасать нужно! – говорит Фаина Стольникова.
300 г крови и вся жизнь
«Спасать надо» - этот жизненный девиз и помог нашей героине найти свою судьбу. Шёл 1943 год. Под Гомелем в медсанбат привозят тяжелораненого в живот капитана Григория Стольникова. Нужно срочное прямое переливание крови.
- Хирург зовёт меня и говорит: «Нам нужно 300 граммов крови. Ты согласна?». А я и не раздумывала. Вот и лежим – капитан на одних носилках, я на других. И кровь моя к нему течёт… - вспоминает женщина.
Григорий Стольников оказался храбрым артиллеристом – воевал на Халхин-Голе, получил личную благодарность комбрига Жукова, затем сражался в Финскую. А в Великую Отечественную батарея Стольникова уничтожала танки. Капитан был трижды ранен, дважды контужен.
Раненого Стольникова из медсанбата под Гомелем отправили в Ташкент лечиться, а Фаина поехала с фронтом дальше. Только не забыл капитан сердобольную медсестру. В выписке из полевой карточки были указаны фамилия, имя, армия, полк, адрес.
- Я удивилась, когда посыльный из города в медсанбат привёз с десяток писем от моего спасённого. Мой Григорий Иванович писал: «Я тебя всё равно найду, где бы ты ни была». А потом и сам приехал. Григорий сразу меня предупредил: «Я тебя никому не отдам и от тебя не отстану. Во мне твоя кровь», - улыбается Фаина Семёновна.
Победу уже встречали вместе - в Кёнигсберге.
- Какой праздник был! Везде ликование, стрельба, песни! - не может сдержать слёз наша героиня. Хотя обещала себе, что не будет плакать.
После Победы увёз Григорий Иванович молодую жену к себе в Красноярск. Но для Фаины слишком жёстким оказался сибирский климат. В 1949 году супруги с маленькой дочкой Галиной уехали в Павлово, где работал брат Фаины. Здесь потом родилась младшая дочь Наталья.
Фаина Семёновна 14 лет была медсестрой в центральной районной больнице и более 30 лет работала в туберкулёзном диспансере. В 1993 году схоронила мужа. 50 лет прожили Стольниковы вместе в любви и согласии.
Дверь вместо квартиры
Сейчас уже возраст, конечно, берёт своё. Сказывается ранение – болят ноги. Но Фаина Семёновна не теряет силы духа и резкого взгляда на любую несправедливость.
- Я счастливый человек! Такой ад прошла - и до сих пор живу, разменяла уже десятый десяток. Резко осуждаю людей, которые уезжают за границу. Я Россию очень люблю и не понимаю, почему её можно бросить. Но меня возмущает и отношение к ветеранам, когда участник Великой Отечественной войны вынуждены жить без воды, в плохих условиях, - возмущается Фаина Стольникова.
Сама Фаина Семёновна живёт скромно – в частном доме, которому уже 60 лет. За свой счёт участница войны проводила канализацию, газ. Когда крыша прохудилась, написала письмо губернатору. Ей выписали помощь из бюджета – 10 000 руб. Крышу на эти деньги не покрыть. Зато хватило на новую дверь, а то старую зимой приходилось топором открывать.
Благоустроенную квартиру нашей героине никто и не предлагал. Чиновники, видимо, считают, что мыться в «еле живой» баньке, жить в промёрзлом доме с протекающей крышей нормально для пожилой женщины.
А некоторые пытаются заслуженного человека и большой пенсией укорить – мол, много получаете, да ещё и помощи требуете. Неужели ветераны своей кровью не заработали права на нормальную жизнь?!.