Примерное время чтения: 6 минут
367

В Нижегородской области бытует несколько оригинальных версий «конца света»

Нижний Новгород, 17 декабря - АиФ-НН

Кузька – мордовский бог

Первая история правдива - есть архивный документ об уголовном деле, датированный сентябрём 16-го дня 1809 года, - «Дело по отношению господина действительного статского советника князя Турбецкого о ложном пророке - крестьянине Козьме Алексееве».

А дело это было так. В начале XIX века, неподалеку от Нижнего, в деревне Большое Сеськино Терюшевской волости (теперь - Дальнеконстантиновский район Нижегородской области), жил мордвин Кузьма Алексеев - крепостной у графини Сент-Приест, дочери его сиятельства князя Георгия Грузинского. 

От роду мужику было 45 лет, он имел большую семью и едва сводил концы с концами. Трудился Кузьма на барыню в поле, а в свободное время занимался производством поташа. Долгое время наш герой ничем не отличался от своих мордовских собратьев: молился своим языческим богам, а для вида посещал православную церковь.

Однажды пронеслась среди терюшевской мордвы молва, будто Кузьма услышал голос Бога: «Приходят последние веки. И на ключ Рахлейку божиим судом сойдёт дом Давидов, с золотым огненным столбом от земли до небес. Давид будет судить по своей старой вере, и все веры преклонит под свою веру; а вера оная будет мордовская. И ковши их мордовские, которые хранятся в Нижнем в подвале собора (ковши, употреблявшиеся мордвой во время языческих мольбищ, отобранные при крещении - Авт.), только и ждут Давидовых законов. Все люди будут мордовской веры, и ходить будут в мордовском платье, мордва будут первые люди и не будут принадлежать господам. И тогда будет праведный суд: ударят 12 громов в один раз, и будет кончина века». 

После этого явления стал Кузьма  пророчить, восседая на дереве в священной мордовской роще. На его проповеди стала собираться и мордва со всех окрестных сёл, а скоро большие толпы стали приходить со всего юга Нижегородского уезда поглазеть на Кузьку – мордовского бога. 

Под предлогом приближающейся кончины мира многие  забросили свои работы, ссылаясь, что им надо молиться и спасать себя от Апокалипсиса. И тогда по доносу крестьян из Берёзовки, Романихи, Курилова, Богоявления, Кажлейки и Мигалихи лжепророк Козьма Алексеев был арестован, закован в кандалы и отправлен в лысковскую вотчинную тюрьму князя Грузинского. На Пасху 1809 года Алексеев был отпущен и вернулся в родную деревню. Снова  стал посещать церковь, но в мордовской священной роще продолжал предсказывать конец света.

И Кузьку – мордовского бога снова арестовали. Решением Нижегородской палаты уголовного суда крестьянину-лжепророку и предзнаменователю Козьме Алексееву и ещё шести его «подельникам» из деревни Кужутки предъявили обвинение в «рассеивании между новокрещёнами из мордвы против христианской религии соблазна». Бедняг приговорили к наказанию плетьми и отправке на поселение в Иркутскую губернию, а двоим, заменили ссылку отдачей их в рекруты. 

7 марта 1810 года губернатору Нижнего Новгорода Андрею  Руновскому пришла депеша от министра внутренних дел князя Алексея Куракина. В бумаге сообщалось, что Император Александр I решение приговора нижегородского суда «об означенных крестьянах» приказывает привести в исполнение и отменяет лишь телесные наказания. 

«Падите на нас!»

Сколько фольклорных легенд о кончине мира бытовало в нижегородском крае, неведомо. Но некоторые из них сохранились благодаря специалистам университетского филологического факультета. Так, житель Навашинского района в своё время рассказывал фольклорной экспедиции: «А вот в 2000 году будет конец света. Время такое настанет. Мы ещё в хорошее время живем: человек умрет, его похоронят. А подойдёт такое время: тела-то будут оставлять, человек умрет, зарыть некому будет. … Отымет господь смерти, хоть ты режься, хоть давись – не умрёшь, и все эти люди останутся до Страшного суда. Господь в это время сойдёт на землю, солнце погаснет. И будет Нова Земля. Все праведники останутся на Новой Земле, а грешники все – в ад, будем гореть до конца». 

В другой легенде, записанной в Дивееве, «женщина видела во сне двух старцев с маленькими головками, они сказали, что сейчас людям ещё не плохо. Когда будет плохо, людям скажут: «Бегите к горам!». А когда они подойдут к горам, то сами попросят у гор: «Падите на нас!». 

Укроемся в Китеже

А в городе Павлове в 2000 году филологи записали такой рассказ пожилого человека:

-Придёт Антихрист, и будет конец света и Страшный Суд, встанут живые и мёртвые и войдут в свои тела.  

- И будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, - записано в «Китежском летописце», памятнике старообрядческой литературы XVIII века. 

И по сей день  люди верят, что находится этот праведный город в районе озера Светлояр, в Воскресенском районе Нижегородской области – правда, где-то в ином измерении. Когда-то, пытаясь спастись от войск хана Батыя, праведники города якобы обратились за помощью к пресвятой Богородице, которая спустилась с небес и накрыла Китеж чудодейственным покровом. Согласно легенде, с тех пор в озере тихим летним вечером виднеются отражённые в воде церкви и терема, а по ночам из-под воды слышен звон колоколов.

Так вот на нижегородчине сказывают, что когда на землю придёт Антихрист, все праведные люди в том Китеж-граде укроются, там и переживут Апокалипсис.

Вряд ли когда-либо в мире утихнут истерии по поводу грядущего апокалипсиса.  Будут называть всё новые и новые даты всеобщего конца. А значит, будут новые невероятные истории.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно