Нижний Новгород, 5 декабря - АиФ-НН.
Кого хоронили стоя
Иногда исследователи духовной культуры мордвы упоминают два имени духов-покровителей - Колмызыря («мёртвых хозяина») и его супругу Колмызырь-аву - её дух якобы обитает у входа на погост. «Хозяина» якобы хоронили стоя с посохом в руках.
Зоя Семёновна Сорокина рассказала, что давным-давно на их сельском кладбище якобы были похоронены стоя не один, а целых два покойника-предка - мужчина Тимофей и девица Наталья. Любопытно, что оба они в народных поверьях как бы представали чистыми перед богом, то есть будучи людьми в возрасте, они тем не менее умерли невинными.
- Давно их похоронили - бог знает сколько лет прошло. Может, и 200 лет назад, а может, и боле. Места уж не найдёшь, так только их вспоминаем. А уходя с кладбища, мы им говорим: прощайте, родители праведные, званые приходите, незваные не приходите.
Дайте, небеса, дождя
А ещё на акузовском кладбище проводились обряды вызывания дождя во время засухи. По словам Зои Семёновны, в последний раз обряд проводился в 1990-е.
Чтобы вызвать дождь, женщины-эрзянки заходили по грудь в реку Пьяну и набирали из неё в рот воды. Затем они закладывали обе руки за спину, и, выйдя на берег, направлялись на кладбище. Весь путь до кладбища, около километра, эрзянки держали воду во рту. Если же у кого-нибудь из них вода по дороге расплёскивалась, весь обряд они начинали сначала. Придя на кладбище, женщины выплёвывали воду на могильный памятник, под которым якобы были погребены их далёкие предки, и обращались к ним с просьбой ниспослать на их посевы и огороды дождь: «Родители праведные, мы вам пить принесли, вы нас спасайте, молитесь за нас». Посредством этих магических манипуляций с речной водой - вероятно, первоначально объектом молений, способным вызвать дождь, - мыслились не столько предки-родители, сколько языческая мордовская богиня вод Ведява (дух воды).
«Сгинь, нечистая сила…»
По словам знахарки, она не раз помогала односельчанам избавиться от происков нечистой силы. Женщина кипятила травы - рябину, акацию и некую нелесь-траву, клала щепотку олова. Селяне, к которым приходила нечистая сила в образе покойных, раздевались догола, и этим отваром знахарка омывала их с ног до головы. Во время омывания бедняг баба Зоя заговаривала приготовленный отвар: «Водица, царица, причастная девица, Ульяна-источница, омывать я тебя взяла, очищать я тебя взяла. Очисти раба божия, облегчи её. Вот тебе 77 источников от 77 болезней, очисти, облегчи. Откуда это пришло, что со мной получилось, облегчи».
Любопытно, что у терюшской мордвы, сто лет назад проживавшей в Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области, практиковалось взятие и смешивание воды из семи источников. Потом, скорее всего, 7 источников в более позднем заговоре трансформировались в 77 источников, что, вероятно, объясняется некоторой утратой более ранних архаичных элементов обряда.