Нижний Новгород, 20 февраля - АиФ-НН. Несколько такие таинственных ключиков, колодцев и речных заводей обнаружили на юге Нижегородчины этнологи Дмитрий ДОРОНИН и Ольга ЛЯПАЕВА.
Родник решит судьбу
О «поворотной» воде на юге области исследователи услышали от жителей Вачского и Дивеевского районов. Говорят, иногда люди, особенно очень пожилые, застревают между жизнью и смертью. О таких говорят: «Давно мается». И тогда родственники тяжелобольных идут к особым источникам и набирают в них воду. Источник якобы сам решает, жить больному или настала его пора умирать.
В Вачском районе родники, которым приписывают подобные сверхъестественные свойства, есть возле 5 населённых пунктов. Среди них - родник «Бутусы» подле села Польцо, родник «Мёртвый колодец» у деревень Епифаново и Турбенево.
Как рассказал Дмитрий Доронин, эти источники могут носить названия, вовсе не связанные с мёртвой водой, - «Двенадцать апостолов», «Ендовища», «Казанская», «Гремячий». Однако у таких ключиков может быть и дополнительное название, свидетельствующее о необычных свойствах - «Мёртвый родник», «Поперечный ключик», «Скорый исход», «Просвещённый ключик». В Дивеевском районе этнологам известно три родника и одно разречье под мостом, где люди берут воду «на смерть».
В селе Большом Макателеме Первомайского района (в старину там жила мордва-эрзя) ещё живы воспоминания, что давным-давно старики ходили поминать умерших родственников на некие колодцы. Но, к сожалению, навсегда утрачены даже отголоски этого дохристианского обряда.
Зато в деревне Канерга Ардатовского района этнологам удалось записать все подробности обряда. У деревни есть родник Божией Матери. Воде в нём приписывают особую силу. Тамошняя жительница Зинаида Гусева поведала фольклористам:
Фото Дмитрия Карабельникова |
- В полночь Великого четверга (на Страстной неделе. - Прим. ред.) воду воруют, чтоб никто не видел. Если кто попадётся - не разговаривай. Идёшь один. Воду берёшь со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь!» Вот и всё. Если подходишь к роднику с Божьей милостью - он знаешь как оттуда бьёт!
Наследие волжских финнов
Нижегородский этнолог Ольга Ляпаева знает, что недалеко от села Большое Череватово в Дивеевском районе течёт ключик «Камалей», название которого переводиться с мордовского (эрзянского) как «начало реки/ручья». Старожилы рассказывают, будто одно из назначений этого источника - «быстрый исход», хотя само место, откуда бьёт родник, дурным в округе вовсе не считается.
Как и большинство целебных источников, этот открыт для всех желающих и даже оборудован бревенчатым срубом. Рядом с ключиком стоит традиционный православный крест с иконкой.
На этот источник люди приходят с целью поминовения умерших родственников и приносят в их память жертвы. Так, на стоящий рядом с ним крест люди вешали 40 нательных крестиков. По архаичной русской традиции это требовалось для того, чтобы отмолить грешную душу трагически ушедшего из жизни маленького ребёнка.
Попей с «громовой стрелы»
Верования в живую или мёртвую силу воды широко бытовали в России, в том числе в Нижегородском крае, с давних времён. Автору этих строк, например, известны поверья о методах народного лечения больных с помощью так называемых «громовых стрел» - древних каменных наконечников стрел и топоров.
В конце XIX века такое широко практиковалось в Варнавинском уезде Костромской губернии (ныне Варнавинский район Нижегородской области). Тяжело заболевшего человека крестьяне поили водой, сдобренной целебными травами, прямо с «громовой стрелы». В одной деревне женщина рассказывала, что брала воду из семи источников. По народным поверьям, ровно через шесть дней после принятия этой «микстуры» больной должен был поправиться или умереть. Кстати, по свидетельству историка Лидии Сенюткиной, в Варнавинском районе также есть один родник с поворотной водой.
Этнологи считают, что поверья о родниках с мёртвой водой берут начало задолго до христианских времен. Скорее всего, свои языческие обряды на таких источниках в древности исправляли местные коренные народы: в Вачском районе - исчезнувшее как этнос ещё в XIII веке окско-финское племя мурома, а в Дивеевском и Ардатовском районах - здравствующий и поныне народ мордва-эрзя.