Всё дело в «хохлушках»
Само слово «сундук» имеет нерусские корни. Оно происходит от тюркского «сандык». Именно кочевники нашли идеальный способ перевозить различные вещи. Традиция использовать сундуки прижилась и на Руси. Правда, сначала их можно было встретить только в богатых домах. У простых людей сундуки заменяли коробья. Стенки у них делались из луба, дно - из дерева. Коробья бывали самых разных размеров, могли быть с росписью и «белыми». Однако с появлением пильных мельниц в конце XVIII века коробья в домах крестьян постепенно заменили сундуки.
В XVIII-XIX столетиях сундуки чаще всего делались из дерева, щедро отделывались декоративными элементами. Их покрывали резьбой, оковывали металлом, украшали росписью. Традиционно художники выбирали геометрические орнаменты, изображения цветов, деревьев, птиц. Могли подписать имя хозяина или хозяйки, если сундук, например, изготавливался по особому поводу. Словом, мастера делали всё, чтобы ларцы не только выполняли свою основную функцию по хранению вещей, но и дополняли интерьер. В комнатах сундуки сверху накрывали ковриками с нашитыми на них разноцветными тряпочками - «хохлушками».
Бывали сундуки-теремки и подголовники. Теремок получил своё название от надстройки над богатым домом. На крышке основного отделения сундука тоже делалась небольшая надстройка. В неё убирали особо ценные вещи. Подголовники имели крышку, состоящую из двух плоскостей - горизонтальной и скошенной. На наклонную поверхность клали подушку и спали, оберегая имущество. Для этих же целей служили и запорные устройства. Сундуки имели простые навесные или встроенные замки.
В сундук - с инспекцией
У сундуков из девичьих светёлок была ещё одна важная функция. Когда девушка выходила замуж, ларцы сопровождали её при переезде в дом мужа, одними из первых занимали там новые места. В сундуках перевозили приданое.
Состав приданого варьировался, но некоторые предметы входили в него обязательно. Например, постельные принадлежности: перина, несколько подушек, тёплые одеяла, простыни, пододеяльники, подзоры («юбки», закрывающие ножки кровати); полотенца, домашняя утварь. Из одежды обязательно брали шубу, пальто, рубахи, сарафаны, юбки, передники, пояса, тёплые шали, платки, кики, сороки (головные уборы в форме шапочки или чепца). Из обуви - валенки, сапоги или боты.
Хорошее приданое девочкам начинали готовить чуть ли не с рождения. В основном оно собиралось на средства матери. В некоторых районах Нижегородской губернии верхняя одежда и обувь иногда входили в состав «жениховых даров» невесте.
- Обычно невеста отправлялась к жениху с двумя сундуками, - рассказывает заведующая музеем истории художественных промыслов Нижегородской области Мария МАВРИНА. - В один сундук клали нательное и постельное белье, лёгкую одежду, головные уборы, отрезы ткани, украшения, подарки для жениха и его родственников. Второй сундук, побольше, отводился под обувь и верхнюю, тёплую одежду.
Сундуки для свадьбы часто изготавливали мастера по специальным заказам, но бывало, что вещи перевозили в тех же ларцах, что раньше стояли дома. Считалось, что чем тяжелее сундук новобрачной, тем лучше. Это означало, что невеста «богатая», подготовила большое приданое.
- На свадьбах разыгрывалось целое театральное действие, - продолжает Мария Маврина. - Переносить сундуки из дома невесты к жениху просили нескольких мужчин. Якобы сундуки настолько тяжелые, что одному человеку их не поднять.
Содержимое сундуков молодой жены сразу же после переезда инспектировали свахи и свекровь. Впоследствии в один из них укладывали свадебное платье и хранили его до конца жизни.
Увидеть старинные сундуки и их содержимое можно в музее истории художественных промыслов Нижегородской области. Экспонатами на мини-выставке «Сундук невесты» служат находки, совершённые во время ряда этнографических экспедиций по Арзамасскому району.