aif.ru counter
133

Архитектор Воронков - о путях спасения

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 15/02/2012
Фото: АиФ-НН

 Вадим Васильевич Воронков, профессор кафедры градостроительства Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, заслуженный архитектор РСФСР, специально для «АиФ-НН» оценил последствия проекта ещё в первой половине 1960-х годов, когда работал главным архитектором Дзержинска. Он уверен: подъём уровня воды может обернуться катастрофой! 

«Эти потери - навсегда»

- Известно, какой огромный ущерб всей равнинной зоне Поволжья нанесли «стройки века» - превращение Волги в систему зарастающих водохранилищ. Эти потери - навсегда! И что страна получила взамен? «Простор для крупнотоннажного судоходства и электроэнергию», - отвечают апологеты строек. Но адекватно ли это понесённым потерям? 

Никакого всестороннего взвешенного анализа никогда никто не делал. В 1966 году из беседы со специалистами Госплана СССР я понял: они не представляют и не хотят представлять весь клубок проблем, связанных с созданием водохранилища. Мне объяснили, что госплан в проекте любой гидростанции интересуют 4 показателя: стоимость строительства, подготовки ложа водохранилища, производства киловатт-часа энергии, а также срок окупаемости.

В докладе комиссии Высшего совета народного хозяйства СССР от 1926 года о развитии Нижегородского края (многие установки его реализованы) есть интересные предложения о будущем Волги. Авторы доклада хорошо знали план ГОЭЛРО и категорически отвергли возможность создания гидростанций на великой равнинной реке. Тем более - каскада с поглощением огромных, тысячелетиями обжитых земель! 

Комиссия ВСНХ предлагала значительно усилить роль Волги как важнейшей водной транспортной артерии европейской части страны. И никаких водохранилищ и шлюзов! 

Для этого, во-первых, надо сохранить «живую» Волгу в её естественном русле, но обжать его за счёт отсыпок и укрепления берегов. Во-вторых, необходимо создать крупнотоннажный флот с малой осадкой, плоскодонный. В-третьих, максимально продлить сроки навигации вплоть до круглогодичной за счёт применения ледоколов, что невозможно при наличии шлюзов. Проблемы энергетики в докладе решалась за счёт создания сети мощных тепловых станций на твёрдом и жидком топливе, поставляемом в первую очередь по реке. Сейчас это могут быть АЭС.

Последний из могикан

- Сейчас Нижний Новгород, как «последний из могикан», ждёт своей участи. Уже много лет нас не покидает тревога - не окажется ли город, заложенный на слиянии Оки и Волги, на берегу Чебоксарского водохранилища? 

Конечно, город готовился. Берега укреплены железобетоном, но бо́льшая часть этих работ ещё впереди. А проблем, порождённых этим проектом, будет масса, и нужны на их разрешение миллиарды рублей.

Водохранилище грозит миллионнику резким ухудшением качества речной воды: из проточной она превратится в стоячую, прекратится процесс её самоочищения. Как следствие - загнивание и заражение воды, а это смертельная угроза здоровью горожан. 

Из-за нарушения режима стока реки, потери скорости течения неизбежны резкие колебания уровней водохранилища и, значит, активная эрозия берегов. Это приведёт к резкой активизации оползней в правобережье. Низкое левобережье с его песчаными грунтами окажется в катастрофическом положении. Значит, надо успеть укрепить 40 км берегов! 

Резко поднимется уровень грунтовых вод во всей левобережной низинной части города, где проживает 2/3 населения и расположена большая часть заводов. Последние десятилетия уровень грунтовых вод здесь неуклонно поднимался из-за систематического уничтожения водоотводов, из-за строительства подземных инженерных коммуникаций и создания обширных свайных полей под всеми зданиями. 

Особенно заметным стало повышение уровня грунтовых вод после строительства первой очереди метрополитена «Московский вокзал - Автозавод». Исследования показали: влияние от подпора водохранилища на левом берегу будет распространяться на несколько километров вглубь города. А это значит, что сухие земли станут обводнёнными, в воде окажутся подвалы и подземные коммуникации. И чтобы избавить заречную часть от этой напасти, надо создать дренажную сеть. Значит - ещё раз разрушить многострадальные дороги!

Смоет всё сущее

Ещё одна угроза - ухудшение санитарного состояния города. Подтопление и заболачивание пойменных земель, создание мелководий при малопроточной воде повлечёт массовое появление гнуса, от которого горожане будут страдать круглый год. Мошкара может стать распространителем инфекционных болезней. 

Будут затоплены все городские пляжи, и их придётся создавать заново. Но надо ли? Будет ли вода в водохранилище пригодной для купания при неликвидированных сбросах без очистки канализационных стоков, при почти полной потере проточности?

А ущерб рыбному хозяйству, гибель лесов, сельхоз-угодий, населённых мест?! В научных статьях не раз указывалось на угрозу возникновения в Поволжье катастрофического цунами в случае прорыва обветшавших плотин водохранилищ Волжского каскада. 

Поднимать уровень нельзя!

Специалистам ясно - поднимать уровень водохранилища нельзя. Такова позиция и губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева - он активно поддержал единственно возможное и правильное решение этой проблемы за счёт строительства низконапорной плотины в районе Балахны. Это позволит попутно решать ряд важнейших стратегических транспортных задач общегосударственного значения. 

В 1930-е годы создание гидростанций на равнинных реках было основным средством энергетического обеспечения страны. Сейчас это анахронизм. Не зря развитые страны ещё в прошлом веке стали ликвидировать ГЭС, возвращая огромные территории в хозяйственный оборот. Пора бы и нам уточнить нашу стратегию с учётом новых достижений науки. 

Надо действовать взвешенно и осторожно! Речь идёт о судьбе города, регионов, о судьбе будущих поколений.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах