Великое переселение
Сегодня «хрущёвки», являясь символом великого переселения народов из коммуналок и бараков в отдельные квартиры, составляют значительную часть жилого фонда Нижнего Новгорода - около 1500 домов. Вадим Васильевич 20 лет работал главным архитектором Горького. В 60-е годы он расселял бараки на Автозаводе и возводил новые дома для советских граждан.
Тогда миниатюрные пятиэтажки, сделанные по европейскому образцу, стали спасением для измученных коммунальным бытом горьковчан. Городу быстро удалось выйти на рекордные цифры по строительству - каждый год в эксплуатацию вводилось около 670 000 кв.м. Но сейчас другие времена, эксплуатационные качества постоянно снижаются. Программы расселения жителей старых пятиэтажек есть в разных городах.
А вот Нижний пока свою не выбрал. У Вадима Воронкова свой взгляд на решение проблемы.
- Известно, что после Второй мировой войны во многих странах Западной Европы началось массовое жилищное строительство домов с малометражными квартирами, в основном индустриальными методами, - рассказывает В. Воронков. - Благодаря этому в середине 50-х малоимущее население было полностью обеспечено благоустроенными квартирами. Опираясь на европейский опыт, в СССР в конце 50-х - начале 60-х годов была развёрнута база индустриального домостроения, которая вышла на первое место в мире по объёму жилищного строительства. Так в Советском Союзе появились крупные массивы жилых домов, с малыми по площади, но благоустроенными, подходящими для посемейного проживания квартирами.
Европа «освежила» жилфонд
- Нужно понимать, что уже к 80-м годам пятиэтажки перестали удовлетворять многим строительным требованиям, - подчёркивает профессор. - Это низкое качество строительных и отделочных работ, неудовлетворительные эксплуатационные характеристики планировки квартир, основных конструкций, примитивная архитектура, однообразие облика зданий. Особенно много было и остаётся нареканий у жителей панельных домов на плохую тепло- и гидроизоляцию швов наружных стен, промерзание и протечки, плохую звукоизоляцию. Отсюда - постоянный дискомфорт и постоянные стрессы у жителей.
В Европе уже к началу 80-х годов морально устаревший и потерявший свою привлекательность для населения жилфонд стали повсеместно менять. По инициативе муниципалитетов, строительных фирм, риелторских компаний были разработаны проекты по обновлению «малометражек» с учётом мнения жителей. К середине 90-х европейские «хрущёвки» полностью привели в порядок, чего нельзя сказать об отечественном жилфонде.
Снести или восстановить?
- Уже в середине 90-х в нашей стране встаёт принципиальный вопрос - что делать? Тогда сотрудники НИИ Российской академии архитектуры и строительных наук во главе с её первым президентом Александром Григорьевичем Рочеговым провели капитальную научную работу по изучению в ряде крупнейших городов России состояния пятиэтажек, где проживали (и проживают!) миллионы российских семей, - продолжает известный архитектор. - Уже тогда учёные пришли к выводу: откладывать эти меры нельзя, так как к большому моральному износу зданий ежегодно прибавляется физический износ отдельных их элементов и конструкций.
Нужно было решить, что целесообразнее - сплошной снос или планомерное обновление, возможно ли в дальнейшем сохранить и модернизировать эти дома и как это сделать. Изучали опыт Франции, Германии, Дании, Финляндии, Швеции.
По словам архитектора, например, Москва с её колоссальными финансовыми ресурсами сейчас идёт по первому пути - как заявил нынешний мэр столицы Сергей Собянин, в ближайшие год-два снос «хрущёвок» в Москве будет завершён.
- А в 90-е годы члены Академии наук полный снос отвергли как нереальную версию из-за её экономической нецелесообразности: обновление фонда на 30% ниже стоимости нового строительства, - подчеркнул наш эксперт. - Конечно, выборочный снос отдельных ветхих зданий возможен. Но предполагалось, что основная часть жилфонда после обновления прослужит ещё долгие годы.
По словам В.Воронкова, группа исследователей предложили программу реконструкции первых пятиэтажек, рассчитанную на 15 лет, то есть до 2010 года. Академик А. Рочегов в 1994-1996 годах проводил в крупных городах России большую работу по подготовке производственной базы для комплексного решения проблемы.
- Мне как советнику мэра Ивана Склярова посчастливилось несколько лет работать с Александром Григорьевичем (Рочеговым. - Ред.) над решением комплекса вопросов, связанных с обновлением 5-этажного жилфонда Нижнего Новгорода, - вспоминает Вадим Васильевич. - Всё было решено и подготовлено к принятию программы реализации, но... Смерть А. Г. Рочегова - вдохновителя и организатора этого большого государственного дела - остановила программу. А проблема не исчезла, она стала ещё острее. Её решением должны заняться не только регионы, ограниченные в ресурсах, но, в первую очередь, правительство России. Обновление фонда, где проживают миллионы людей, должно быть делом государственной важности! Потребуется создать специальную индустрию.