Примерное время чтения: 6 минут
95

Александр Сериков: «Ответственность с застройщиков никто не снимал»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и факты - Нижний Новгород 24/02/2010

Председатель комитета по жилищной политике и градостроительству Законодательного собрания убеждён, что доступное жильё можно возводить только при поддержке государства.

Квартирный вопрос

- Александр Алексеевич, растут или снижаются сейчас темпы жилищного строительства? Возможно ли в нынешних условиях строительство массового доступного жилья?

- Рынок недвижимости активно рос до 2008 года. Банки активно выдавали ипотечные кредиты, причём на крупные суммы и на большой срок. Растущий спрос на жильё способствовал его удорожанию. Надо признать, цены застройщики взвинчивали. Сейчас ситуация во многом изменилась. Застройщики по-прежнему хотят продавать дорого, но люди уже не готовы покупать жильё по завышенным ценам. Платёжеспособный спрос упал, соответственно не растёт и предложение. Ничего нового я вам не сказал, это всё известно.

Для того чтобы строить массовое социальное жильё, государство должно создать необходимые условия. К примеру, не проводить торги на земельные участки, что существенно удорожает любой проект, а выделять землю под эти цели. Условием этого должна быть фиксированная стоимость жилья, которая должна отражать прежде всего реальные затраты, потребности и возможности населения, а не растущие аппетиты застройщика.

В этом отношении может быть показателен пример микрорайона Печёрская гряда в Нижнем Новгороде. Земля застройщику была предоставлена бесплатно, что позволило покупать квартиры для переселения людей из аварийного фонда по цене 36 тысяч рублей за квадратный метр, а для военнослужащих - 33 тысячи рублей за квадратный метр. Благодаря поддержке регионального правительства не было удорожания земли на аукционе, проблем с высокой стоимостью подключения коммуникаций. Однако дольщикам более двух лет назад квадратный метр продавали по 41 - 43 тысячи рублей на начальной стадии строительства. Разница очевидна. Такая доступность к земле, к коммуникациям должна быть и у других застройщиков.

Единый подход

- Каково ваше отношение к новому генеральному плану развития Нижнего Новгорода? Насколько он отвечает интересам самих жителей?

- Генеральный план закрепляет нормативные требования, необходимые для качественной жизни в мегаполисе. В нём прописано, сколько должно быть жилья, как должна развиваться транспортная инфраструктура, учтено развитие зелёных территорий, функциональное зонирование и многие другие моменты. Важно, чтобы все эти нормы не менялись и не трансформировались в угоду чьим-либо интересам. Генеральный план развития не может быть документом выборочного действия, это закон, причём обязательный для исполнения.

К примеру, в историческом центре мы сталкивались с проблемой этажности. Установлен норматив в шесть этажей максимум, высота зданий не должна превышать 20 метров. Но известно, что были согласованы проекты и в 10, и в 11 этажей, когда генплан ещё разрабатывали. Было принято компромиссное решение - требования генплана не должны распространяться на согласованные 60 проектов. Я считаю, что это неправильно. От подобных компромиссов надо уходить.

Другой пример. На Верхне-Волжской набережной планируют строить гостиницу в восемь этажей, а не в шесть, как по нормативу, причём с достаточно плотной застройкой. Отель важен для развития туризма в областном центре, но мы должны жить в комфортном городе, а не в каменных мешках. Тем более что это знаковое место, по сути одна из визитных карточек города. Нужно прислушаться к профессионалам, которые создавали проект генплана - специалистам НИиПИ «Генплана Москвы». Предложения разработчиков - это база, которую необходимо дополнить замечаниями нижегородских специалистов и самих жителей.

Нужны реальные сроки

- Одна из проблемных точек на строительной карте города - дома на улице Богдановича. Сроки их сдачи постоянно переносятся, недавно мэр отозвал разрешение на ввод в эксплуатацию дома, выданное в декабре 2008 года («АиФ-НН» № 7, 17 - 23 февраля). Вам удалось прийти к какому-то решению в процессе депутатской проверки?

- Действительно, застройщик неоднократно срывал сроки сдачи домов. 10 февраля мы проводили выездное совещание депутатской комиссии, встречались с будущими жильцами. Кстати, все они сейчас живут в ветхом фонде и, конечно, ждут возможности переехать в нормальные условия. Честно говоря, шёл на собрание с тяжёлым чувством - боялся переживаний дольщиков, их реакции, а увидел спокойных, готовых к конструктивному диалогу людей. Они представили свои замечания по недоделкам в домах, описание некачественных работ.

В ближайшее время комиссия Законодательного собрания подготовит своё заключение по вопросам, связанным с защитой прав собственников жилых помещений. Мы должны построить работу так, чтобы появились реальные сроки, когда дома будут сданы в эксплуатацию. Люди должны получить то, что им положено по договору долевого участия в строительстве. Пока же дольщики уверены, что они переезжают из ветхого фонда в недостроенные дома. Депутатская проверка идёт по разным направлениям, и думаю, что виновные будут наказаны.

- Насколько серьёзно закон сейчас защищает права дольщиков? На какие гарантии и меры государственной поддержки они могут рассчитывать?

- Чтобы приобрести статус обманутого дольщика, нужно пройти ряд процедур, в том числе банкротство фирмы-застройщика. Сегодня таких острых ситуаций в Нижегородской области немного. А вот строек, где дольщики чувствуют себя обманутыми, потому что темпы возведения их жилья замедлились, гораздо больше. Но это прежде всего связано с кризисом, с изменением систем финансирования и кредитования и ещё рядом объективных причин. Сейчас строительство жилья возобновляется, остановившихся строек в областном центре немного.

В целом же права дольщиков сейчас защищает федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов». В том числе он определяет санкции к застройщику, который срывает сроки сдачи жилья. В этом случае компания должна выплатить неустойку за каждый день просрочки. Дольщики могут и должны отстаивать свои права. А органы государственной власти, например министерство социальной политики, должны в большей степени реализовывать свои полномочия.

За что и сколько мы платим?

- Вопрос, который касается всех жителей Нижегородской области. Почему тарифы на жилищно-коммунальные услуги у нас одни из самых высоких? Как изменить ситуацию?

- На мой взгляд, есть существенные основания для ограничения роста тарифов, а по некоторым позициям и их снижения. Нужно ужесточать требования к компаниям, которые производят тепло, электричество, газ, организациям, которые занимаются содержанием и ремонтом жилья. По оценке конкурентов нынешних ДУКов, можно держать тарифы на уровне 16,8 рубля с квадратного метра и добротно содержать жильё. Но тем не менее муниципалитеты подняли эти ставки до 20 рублей.

Сейчас мы активно разбираемся с тарифной политикой. В Законодательном собрании уже подготовлен ряд рекомендаций. Органы представительной власти должны заниматься контролем тарифов. Это повышает степень публичности тарифной политики, вводит систему государственного регулирования. Думаю, что такой подход даст свой результат.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно