Председатель комитета по жилищной политике и градостроительству Законодательного собрания убеждён, что доступное жильё можно возводить только при поддержке государства.
Квартирный вопрос
- Александр Алексеевич, растут или снижаются сейчас темпы жилищного строительства? Возможно ли в нынешних условиях строительство массового доступного жилья?
- Рынок недвижимости активно рос до 2008 года. Банки активно выдавали ипотечные кредиты, причём на крупные суммы и на большой срок. Растущий спрос на жильё способствовал его удорожанию. Надо признать, цены застройщики взвинчивали. Сейчас ситуация во многом изменилась. Застройщики по-прежнему хотят продавать дорого, но люди уже не готовы покупать жильё по завышенным ценам. Платёжеспособный спрос упал, соответственно не растёт и предложение. Ничего нового я вам не сказал, это всё известно.
Для того чтобы строить массовое социальное жильё, государство должно создать необходимые условия. К примеру, не проводить торги на земельные участки, что существенно удорожает любой проект, а выделять землю под эти цели. Условием этого должна быть фиксированная стоимость жилья, которая должна отражать прежде всего реальные затраты, потребности и возможности населения, а не растущие аппетиты застройщика.
В этом отношении может быть показателен пример микрорайона Печёрская гряда в Нижнем Новгороде. Земля застройщику была предоставлена бесплатно, что позволило покупать квартиры для переселения людей из аварийного фонда по цене 36 тысяч рублей за квадратный метр, а для военнослужащих - 33 тысячи рублей за квадратный метр. Благодаря поддержке регионального правительства не было удорожания земли на аукционе, проблем с высокой стоимостью подключения коммуникаций. Однако дольщикам более двух лет назад квадратный метр продавали по 41 - 43 тысячи рублей на начальной стадии строительства. Разница очевидна. Такая доступность к земле, к коммуникациям должна быть и у других застройщиков.
Единый подход
- Каково ваше отношение к новому генеральному плану развития Нижнего Новгорода? Насколько он отвечает интересам самих жителей?
- Генеральный план закрепляет нормативные требования, необходимые для качественной жизни в мегаполисе. В нём прописано, сколько должно быть жилья, как должна развиваться транспортная инфраструктура, учтено развитие зелёных территорий, функциональное зонирование и многие другие моменты. Важно, чтобы все эти нормы не менялись и не трансформировались в угоду чьим-либо интересам. Генеральный план развития не может быть документом выборочного действия, это закон, причём обязательный для исполнения.
К примеру, в историческом центре мы сталкивались с проблемой этажности. Установлен норматив в шесть этажей максимум, высота зданий не должна превышать 20 метров. Но известно, что были согласованы проекты и в 10, и в 11 этажей, когда генплан ещё разрабатывали. Было принято компромиссное решение - требования генплана не должны распространяться на согласованные 60 проектов. Я считаю, что это неправильно. От подобных компромиссов надо уходить.
Другой пример. На Верхне-Волжской набережной планируют строить гостиницу в восемь этажей, а не в шесть, как по нормативу, причём с достаточно плотной застройкой. Отель важен для развития туризма в областном центре, но мы должны жить в комфортном городе, а не в каменных мешках. Тем более что это знаковое место, по сути одна из визитных карточек города. Нужно прислушаться к профессионалам, которые создавали проект генплана - специалистам НИиПИ «Генплана Москвы». Предложения разработчиков - это база, которую необходимо дополнить замечаниями нижегородских специалистов и самих жителей.
Нужны реальные сроки
- Одна из проблемных точек на строительной карте города - дома на улице Богдановича. Сроки их сдачи постоянно переносятся, недавно мэр отозвал разрешение на ввод в эксплуатацию дома, выданное в декабре 2008 года («АиФ-НН» № 7, 17 - 23 февраля). Вам удалось прийти к какому-то решению в процессе депутатской проверки?
- Действительно, застройщик неоднократно срывал сроки сдачи домов. 10 февраля мы проводили выездное совещание депутатской комиссии, встречались с будущими жильцами. Кстати, все они сейчас живут в ветхом фонде и, конечно, ждут возможности переехать в нормальные условия. Честно говоря, шёл на собрание с тяжёлым чувством - боялся переживаний дольщиков, их реакции, а увидел спокойных, готовых к конструктивному диалогу людей. Они представили свои замечания по недоделкам в домах, описание некачественных работ.
В ближайшее время комиссия Законодательного собрания подготовит своё заключение по вопросам, связанным с защитой прав собственников жилых помещений. Мы должны построить работу так, чтобы появились реальные сроки, когда дома будут сданы в эксплуатацию. Люди должны получить то, что им положено по договору долевого участия в строительстве. Пока же дольщики уверены, что они переезжают из ветхого фонда в недостроенные дома. Депутатская проверка идёт по разным направлениям, и думаю, что виновные будут наказаны.
- Насколько серьёзно закон сейчас защищает права дольщиков? На какие гарантии и меры государственной поддержки они могут рассчитывать?
- Чтобы приобрести статус обманутого дольщика, нужно пройти ряд процедур, в том числе банкротство фирмы-застройщика. Сегодня таких острых ситуаций в Нижегородской области немного. А вот строек, где дольщики чувствуют себя обманутыми, потому что темпы возведения их жилья замедлились, гораздо больше. Но это прежде всего связано с кризисом, с изменением систем финансирования и кредитования и ещё рядом объективных причин. Сейчас строительство жилья возобновляется, остановившихся строек в областном центре немного.
В целом же права дольщиков сейчас защищает федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов». В том числе он определяет санкции к застройщику, который срывает сроки сдачи жилья. В этом случае компания должна выплатить неустойку за каждый день просрочки. Дольщики могут и должны отстаивать свои права. А органы государственной власти, например министерство социальной политики, должны в большей степени реализовывать свои полномочия.
За что и сколько мы платим?
- Вопрос, который касается всех жителей Нижегородской области. Почему тарифы на жилищно-коммунальные услуги у нас одни из самых высоких? Как изменить ситуацию?
- На мой взгляд, есть существенные основания для ограничения роста тарифов, а по некоторым позициям и их снижения. Нужно ужесточать требования к компаниям, которые производят тепло, электричество, газ, организациям, которые занимаются содержанием и ремонтом жилья. По оценке конкурентов нынешних ДУКов, можно держать тарифы на уровне 16,8 рубля с квадратного метра и добротно содержать жильё. Но тем не менее муниципалитеты подняли эти ставки до 20 рублей.
Сейчас мы активно разбираемся с тарифной политикой. В Законодательном собрании уже подготовлен ряд рекомендаций. Органы представительной власти должны заниматься контролем тарифов. Это повышает степень публичности тарифной политики, вводит систему государственного регулирования. Думаю, что такой подход даст свой результат.