А ещё у Игоря Ивашина есть деревообрабатывающие станки собственной конструкции и изготовления. Самое удивительное, что эти сложные механизмы он делает буквально на одних руках. С 18 лет Игорь Михайлович передвигается с помощью костылей. Но это не помешало ему стать учителем и изобретателем.
Дом в винограднике
- Найти меня легко, - дружелюбно сказал Ивашин в телефонную трубку. - Наш дом, увитый виноградником, проехать невозможно.
Навстречу нам вышел невысокий мужчина с необъятными плечами атлета. Подпирали эти плечи стальные костыли.
…В 11 лет Игорь серьёзно заболел, до 18 лет был прикован к постели. Эти годы провёл с книгами. Экстерном сдал экзамены в московской школе, закреплённой за столичной же клиникой, где лечился. В аттестате стояло всего две четвёрки, остальные - пятёрки. А после успешной сдачи экзаменов способному парню предложили поступить в МВТУ имени Баумана. В престижный московский вуз он был зачислен после первого собеседования.
Но вскоре ему дали первую группу инвалидности - и вуз, который готовил кадры для оборонной промышленности, отказал в поступлении.
Игорь начал подавать документы в технические вузы. И везде парню на костылях давали от ворот поворот…
- Тогда я отправился в Горьковский педагогический институт на филологический факультет, - продолжает он. - Представляете, сколько было комплексов у молодого парня на костылях, который пришёл сдавать экзамены на факультет невест?! Стою пунцовый, прижавшись к стенке, и вдруг ко мне подходит представительный мужчина, интересуется, что я здесь делаю, и, выслушав мою историю, предлагает подать документы на математический факультет. «Подняться на третий этаж сможете?» - недоверчиво спрашивает он.
Незнакомец оказался проректором. Игорь Ивашин поступил на заочное отделение. Поначалу работал слесарем-сборщиком на заводе, а на втором курсе института пошёл преподавать физику. Педагогика заняла самую большую часть его трудовой биографии - 20 лет. Вечерняя школа, местный техникум, спецПТУ….
- Самое трудное было держать дисциплину, но с моими ограниченными возможностями это удавалось, - рассказывает наш герой. - Я никогда не показывал слабости - не повышал голоса на учеников. Есть много других более действенных психологических приёмов, например смех…
Мажор на «Линде»
Размеренная жизнь молодого педагога круто перевернулась, когда родители подарили ему новенький «Запорожец». С этого подарка и началась история будущего Самоделкина.
Через полгода машина стала ломаться. Приходилось её постоянно ремонтировать. В итоге Игорь загорелся идеей переделать машину… в спортивную. Начинающий механик зачитывал до дыр технические журналы, а по выходным мотался с Бора в Горький. Там в обыкновенном гараже в Кузнечихинском овраге собирались увлечённые техникой люди. Их идейным вдохновителем и наставником был известный на весь Советский Союз автоконструктор, председатель областного клуба «Самавто» Андрей Братишко.
- Когда я приехал на самодельном авто, никто не поверил, что машина моя, - вспоминает Игорь Михайлович. - Первая сделанная своими руками машина обычно не ездит!
Свой автомобиль он назвал «Линда», что в переводе с испанского означает «красивая». Чтобы зарегистрировать четырёхколёсную красотку, инвалиду пришлось поехать в Москву за правдой. Как рассказывает наш герой, добро на регистрацию было получено лишь после звонка одного из секретарей ЦК КПСС в управление ГАИ МВД СССР.
А потом Игорь Михайлович на своей чудо-машине и на уроки ездил, и за продуктами в Москву, и во всесоюзных и областных ралли и кроссах участвовал. Кстати, машина числится последней официально зарегистрированной нижегородской самоделкой.
Теперь на счету Ивашина - десятки собранных вручную автомобилей для себя и своих единомышленников.
У его дома с виноградником припаркованы три авто.
- Вот старенький «ГАЗ-66» - рабочая лошадка с двигателем от «Нивы», - демонстрирует свои «детища» мастер.- Правда, пришлось усовершенствовать коробку передач до 32 ступеней.
Машина для ежедневных поездок у Ивашина - старенькая, но опрятная иномарка.
Тонкая работа
А потом наш герой предложил заглянуть в мастерскую. Приоткрыв дверь, обшитую металлическими листами, несколько секунд стою с открытым ртом. Светлое просторное помещение, пропитанное запахом дерева и устланное свежими опилками…
- Это мой экспериментальный кабинет, - окинул взглядом мастерскую Игорь Михайлович.- Вот последняя конструкция - линия для обработки тонкомерной древесины. Такая древесина составляет около 40% общей массы срубленного леса. Увозить тонкомер нерентабельно, в промышленную обработку он не идёт. В нашей области деревообработчики догадываются, что из тонкомера можно делать много полезного. Но для этого нужен специальный транспорт и станки.
А сейчас изобретатель корпит над другим ноу-хау - автономной электростанцией, работающей на отходах лесопереработки, с двигателем Старлинга.
Главный помощник изобретателя - 19-летний сын Слава. Он работает сварщиком на производстве и активно участвует в разработках отца. Часто в мастерскую приходят подсобить единомышленники, интересующиеся механикой.