Ирина очень хотела узнать подробности последних месяцев жизни и место захоронения своего дедушки.
Восстановить документальные подробности трагических событий мы попросили представителей комиссии по канонизации при Нижегородской епархии.
Виновным себя не признаю!
- Сан священника Алексей Молчанов принял в советское время, - рассказывает председатель комиссии архимандрит Тихон Затёкин. - В 1930-е годы Алексей Молчанов служил в Покровском храме в Саурове Лысковского района Нижегородской губернии. Весной 1937 года отец Алексий из-за болезни на 60-м году жизни вышел за штат и переехал к дочери в Валки. В июле 1937 года иерей Алексий Молчанов в числе 21 священнослужителя был арестован сотрудниками Лысковского НКВД за «участие в контрреволюционной церковно-фашистской организации» и заключён в горьковскую тюрьму.
- На допросах Алексей Молчанов вёл себя очень сдержанно и стойко, - продолжает отец Тихон. - Он так и не признал себя виновным... Стояние за веру Христову священника Молчанова на следствии и стало причиной его канонизации. Вместе с Алексеем Молчановым было канонизировано 5 священников из 21, проходивших по этому же делу.
Под грифом «секретно»
Главный вопрос - где захоронен священник Молчанов - так и остался без ответа. По документам иерей Алексий Молчанов был расстрелян 20 ноября 1937 года в 15 часов. Сведения о том, кто привёл приговор в исполнение и где захоронен священник, удалены из следственного дела.
- Точных мест расстрельных полигонов мы не знаем, - продолжает Ольга Дёгтева, секретарь Нижегородской епархиальной комиссии по канонизации. - Региональное управление ФСБ сообщает, что все расстрелянные захоронены на Бугровском кладбище, но там физически невозможно закопать такое количество людей. Только по следственным делам священнослужителей в день расстреливали по 40-50 человек!
Всего с 1918 по 1937 год в Горьковской области было расстреляно 2500 священнослужителей, монашествующих людей и верующих мирян.
Роковая «Р»
Оказалось, баржа с арестованными священнослужителями под Васильсурском - это народный вымысел.
- На баржах могли перевозить заключённых в Варнавино - крупный лагерный пункт, - поясняет Ольга Дёгтева. - Но в 1937 году была спущена разнарядка из Москвы, что все священнослужители подлежат расстрелу. Ещё до вынесения обвинительного заключения в следственном деле ставилась буква «Р».
Благодарим за сотрудничество пресс-службу Нижегородской епархии и лично архимандрита Тихона и Ольгу Дёгтеву.