Приказ покупателю
Мы часто сталкиваемся с приказным тоном в волеизъявлениях администрации магазинов: «Корзинку взять», «Сумку оставить», «Весами самостоятельно не пользоваться». Что же это за гостеприимство такое, когда клиент чувствует себя не покупателем, а зэком на зоне?
О порядках в сети «Магнит» мы уже рассказывали в № 41 от 13.10.2010 года. Тогда эксперты предположили, что администрация магазинов нарушает договор публичной оферты, а также законы «О торговле» и «О защите прав потребителей»: ценники на прилавках не соответствовали реальной цене товаров, которая обнаруживалась уже на кассе. Более того, магазин в письменной форме уведомлял об этом покупателей, снимая с себя ответственность за «ценовой обман».
Не так давно в редакцию «АиФ-НН» поступила новая жалоба от покупателей...
Клиент на мушке
Но мы сейчас о других правах потребителя. Допустим, вы приходите в магазин с сумкой, слишком большой для обычной покупки. Границу между допустимым и недопустимым размером, по-видимому, определяет глазомер охранника или «гардеробщицы». Администрация как бы заранее обвиняет вас в том, что вы можете украсть или даже украдёте что-то, что этому магазину принадлежит.
Выставляя охрану на входе, магазин как бы подтверждает: «Действительно, мы не можем обеспечить сохранность собственного товара, поэтому на всякий случай будем обшаривать каждого подозрительного покупателя - ведь никто, кроме покупателей, не может бесплатно вынести из магазина нужные продукты».
- Постановка категоричного условия: сдать вещи в камеру хранения или не заходить в магазин - обозначает лишь то, что, возможно, в магазине имеются проблемы с контролем за совершением покупок потребителями, - подтверждает Михаил Черепнов, директор юридической фирмы. - Ведь любой уважающий себя магазин будет изыскивать любые способы, чтобы завлечь клиента, а не оттолкнуть его. При этом контролировать процесс покупки товаров можно при помощи видеокамер и иных способов предотвращения краж.
Бабуля на стрёме
Допустим, вы оставляете свою неприлично большую сумку у «гардеробщицы» или в специальном «шкафчике для лузеров». Каким образом магазин убеждает вас, что, вернувшись, вы застанете свои вещи в целости и сохранности и вообще найдёте их на месте?
«Гардеробщица», которая берёт у вас вещи и складирует их в открытых ящиках за спиной, может в любой момент уйти. У этих бабушек, целыми днями простаивающих или просиживающих в магазине, вообще есть такая привычка - пойти поболтать к соседке. Да и по доброте душевной они часто разрешают покупателям самим класть и забирать слишком тяжёлые вещи из открытой «камеры хранения».
Примерно такую же степень защиты представляют и «ящики для лузеров». В принципе, коробку с простейшим ключом не так трудно и вскрыть, особенно если вокруг толпится народ, а охрана занята отъёмом сумок у других покупателей.
Любой осторожный администратор магазина успеет письменно предупредить вас, что не несёт ответственности за сохранность вещей в ящиках, но будет настаивать на том, что вы обязаны отдать свои вещи в это ненадёжное место.
Жалуйтесь!
У Роспотребнадзора другое мнение, подкреплённое законом.
- Согласно российскому Гражданскому кодексу (пункт 2 статьи 924, «Хранение в гардеробах организаций»), хранитель вещи, оставленной в специальном для этой цели месте, обязан принять все меры для её сохранности. Меры предусмотрены другой статьёй Гражданского кодекса - 891 («Обязанность хранителя обеспечить сохранность вещи», пункты 1,2), - объясняет Алексей Убайдов, и.о. руководителя управления Роспотребнадзора по Нижегородской области.
- Если, не дай Бог, ваши личные вещи украдут из этих специальных ящиков, а магазин откажется возместить убытки добровольно, у вас есть право обратиться в суд, - добавляет Алексей Убайдов.
А не впускать вас в торговый зал с сумкой администрация магазина не вправе.
- Договор розничной купли-продажи между покупателем и магазином является публичным, - подчёркивает представитель Роспотребнадзора. - Согласно статье 426 Гражданского кодекса его условия магазин должен осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Если сотрудники магазина отказываются пропускать покупателя в торговый зал, тот может требовать книгу жалоб и приглашать администрацию магазина, чтобы предъявить претензии.
Кстати
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора к ней применяются положения, предусмотренные статьёй 445 Гражданского кодекса «Заключение договора в обязательном порядке» (пункт 4). Потребитель вправе через суд принудить магазин заключить договор розничной купли-продажи. Достаточно зафиксировать факт недопуска в магазин - хотя бы на мобильный телефон, - и заявить в Роспотребнадзор.
«Магнит»: попробуйте пробейтесь
Пока готовилась статья, мы честно добивались мнения представителей сети «Магнит». 24 февраля звонили в центральный офис в Краснодар. Оператор call-центра соединил нас с отделом рекламы и маркетинга - там сказали, что жалобами потребителей не занимаются. 25 февраля отправляем в краснодарский офис официальный запрос - по e-mail и факсу. Лишь 28-го получаем ответ: оказывается, глава юридического отдела, которому переадресовали письмо, приходит на работу только в 16.00, но после 17.00 уже не занимается корреспонденцией. Наше письмо ему передали, когда уже версталась газета. Если за ответом «Магнита» так трудно пробиться газете, как же налажена обратная связь?