В этом году российской авиации исполняется сотня лет.
Когда-то сбывшаяся мечта Икара была привилегией Императорского военно-воздушного флота. Теперь лёгкие самолёты и вертолёты могут потеснить даже автомобиль. Хотя бы за это ратуют организаторы вертолётных гонок на Кубок «КБ Миля», которые в этом году проходят через Нижний Новгород.
Робинзон из металла
«Вертолёт - не роскошь, а средство передвижения», - утверждают авиационные компании, силами которых в 2010 году вертолётный перелёт на 1777 км - от Москвы до Тюмени - с остановками в других крупных городах стал реальным. Доказать, что пользоваться этим видом авиатехники сможет и простой смертный, решили столичные лётчики, многие из которых водят «железную стрекозу» всего пару лет.
По словам организаторов, составляя маршрут гонки, они никак не могли обойти, точнее облететь, Нижний Новгород. Город, в котором установлен памятник основоположнику российской авиации, - один из символов всего мероприятия.
- «КБ Миля» - необычная гонка, - говорит Михаил КАЗАЧКОВ, председатель управления организации вертолётной гонки. - Её цель - не столько провести соревнование между пилотами, сколько возродить интерес к малой авиации. Вот почему помимо гонки мы проводим презентации различных типов вертолётов.
Экипажи, которые финишировали на Нижне-Волжской набережной, выстраивались в пёстрый блестящий ряд. К крылатым машинам 11 участников сразу подбегал народ - посмотреть и «примерить» Ми, Robinson, Eurocopter, AgustaWestland, Bell. Когда приземлился массивный Ка-226, над землёй поднялся настоящий вихрь.
Рыцари воздушных дорог
Пилоты-участники с улыбкой рассказывают о своих многокилометровых, многодневных перелётах - не только в России, но и за рубежом. Говорят, что в Европе и США давным-давно открыты границы для «небесных Конюховых»: ведь там к личному вертолёту относятся проще.
- Нам нужно развивать авиацию цивилизованно, - говорит Михаил ФАРИХ, пилот. - Ведь, кроме удовольствия от самого полёта, вертолётная индустрия - это масса рабочих мест, поступления в бюджет в виде налогов. Вспомните волну автомобилизации в Горьком в начале 90-х.: сколько появилось фирм, доделывавших «Волги». То же самое может быть и с вертолётами.
- Подобные гонки - нечто вроде призыва «ударить» вертолётами по отсталости нашей авиационной промышленности, - добавляет Григорий РАПОТА, полномочный представитель Президента РФ в ПФО. - У нас большая потребность в мобильных средствах передвижения. Хотелось бы, чтобы у нас было больше отечественной техники, качественной, современной. В ПФО для этого есть все возможности.
КСТАТИ
Пролетая расстояние от Москвы до Нижнего, пилоты отметили, что за весь пусть не заметили ни одного очага пожаров.
- Летом обычно один-два всегда есть, - говорит Дмитрий РАКИТСКИЙ, профессиональный лётчик. - Приятно видеть, что под бортом сейчас всё спокойно.