Примерное время чтения: 6 минут
100

Сергей Шойгу: «я рисковый, но не до сумасшествия»

Взятка за смерть

- Если где-то что-то случается, ваше ведомство бросается спасать  людей по собственной инициативе? Или к вам обращаются, скажем, туроператоры и просят вывезти туристов, пострадавших за границей?

- Раньше в 99,9% случаев никто нас об этом не просил. Более того, приходилось самим выяснять, кто отправлял людей, в какой компании они застрахованы... Сейчас ситуация чуть лучше. Хотя было бы логичнее, если бы ассоциации туроператоров, угольщиков, металлургов, работников других сфер, связанных с риском, заключали с нами соглашения и заранее предоставляли информацию, позволяющую оперативно реагировать при медицинской эвакуации и оказании помощи.

- После взрывов на «Распадской» выяснилось, что и самые передовые системы безопасности не спасают. Когда встаёт вопрос о выработке, шахтёры заматывают датчики и буквально  идут на смерть. Это от бедности идёт или от недопонимания?

- Нужно отладить систему так, чтобы шахтёры могли и зарабатывать нормально, и жизнью не рисковать. Работодатели, в том числе и через страховые механизмы, должны нести ответственность за безопасность труда. Думаю, после вмешательства премьера это произойдёт. В целом отношение к безопасности у нас становится более серьёзным… Приучили же водителей иметь в машине аптечку и огнетушитель, значит, добьёмся и того, чтобы средства пожаробезопасности были в каждом доме. У нас, между прочим, ежегодно в стране сгорает целый  город на 130 тыс. жителей - квартиры, дома престарелых, кафе, рынки, дискотеки… Отчего всё ещё надеемся на авось, трудно сказать. Хотя мы на самом деле не убогие. Услышал тут в новостях, что в последнее время набирает популярность услуга страхования мобильного телефона - на случай, если украдут или в воду упадёт. Стоит это удовольствие 500 рублей. Застраховать жильё дешевле. Но стоит заговорить об обязательном страховании от пожаров, что тут начинается!

Мы готовы платить деньги стоматологу, чтобы он нашёл маленькую дырку в зубе. И в то же время даём взятку инспектору пожнадзора, чтобы он не заметил угрожающей нам опасности.

Разве не парадокс?

- Вам недавно исполнилось 55 лет, из которых почти 20 возглавляете МЧС. Правду говорят, что до сих пор вы многих спасателей знаете по именам?

- Честно говоря, сейчас далеко не всех. Времена меняются, нас стало много больше. Но стараюсь быть в курсе того, сколько сотрудники зарабатывают, в каких условиях живут, в каких операциях участвуют. Например, мало кто знает, что на Кавказе только путешествующих иностранцев до 300 человек в год спасают наши ребята.

- Что означают термины «модернизация» и «инновации» применительно к МЧС? Есть ли образцы отечественного спасательного оборудования, которым сегодня завидуют в мире? 

- Кажется, ещё недавно у нас не то что мобильных телефонов, раций не было! Для нас альпинистские верёвки ярких расцветок, пластиковые мешки для погибших были в диковинку. Первый комплект из 4 импортных радиостанций мы приобрели в 1991 году. Как же нам тогда хотелось иметь хорошую связь, авиацию, объединить в одну систему спасателей, медиков, психологов… В первую очередь закупали за границей оборудование для работы на завалах, дорожных авариях. Оно стоило как хороший автомобиль и проходило по графе «валютные закупки». Мы были счастливы, когда ребята из родного ВПК изготовили для нас первый гидравлический инструмент.

Сегодня у МЧС есть вертолёт для тушения пожаров - он умеет не только сбрасывать воду вниз, но и давать мощную горизонтальную струю до 60 метров, что позволяет достать до верхних этажей зданий. Система «Стрелец» - оповещение об угрозе пожара и других бедствий в местах массового пребывания пожилых, больных, немощных людей - установлена на 17 тыс. объектов в стране.  Правда, всего у нас поднадзорных объектов гораздо больше - почти 6,5 млн. В сотрудничестве с нашими коллегами за рубежом, из МГТУ им. Баумана создали роботов, способных тушить огонь в агрессивных средах. Наша гордость - Бе-200, лучший в мире самолёт для тушения пожаров. У нас появились уникальные медицинские модули для эвакуации пострадавших на самолётах… МЧС - огромное поле для инноваций.

Вкус риска

- Дата глобальной катастрофы всего человечества - 2012 год - исключительно выдумка фантастов и футурологов?

- Когда говорят «это опасно», всегда задаю вопрос: почему? Опасности 2003 года мне были понятны, поскольку на него приходился наш тройной провал - демографический спад, изношенность основных фондов, пик выплаты внешнего долга. К счастью, тот год мы проскочили. А чем страшен 2012-й? Тем, что на нём заканчивается календарь племени майя? Если кто-то и верит в это, мой совет: спешите жить, к смерти невозможно подготовиться.

- Вы рисковый человек?

- Отчасти, наверное, рисковый, но не до сумасшествия. Хотя в прежние годы, может быть, и был у риска особый вкус.

- За 20 лет работы на катастрофах удалось выработать в себе защитные психологические барьеры, фильтры?

- Лучше всего помогают общение с природой, время, проведённое без телефона, без телевизора, без газет. Помогает поездка на родину в Туву. Раньше я просто приходил  в родную школу, садился в классе, в котором учился. Всегда вспоминалось хорошее, доброе, и боль как-то потихоньку растворялась…

- Вы когда-нибудь думали  о том, что спасение чужих жизней станет главным делом вашей собственной?

- Я не мечтал быть ни спасателем, ни военным. Я был очень неплохим строителем. Но мне повезло: участвовал в создании чрезвычайной службы страны, продолжаю её развивать и отстраивать. И если бы меня сегодняшнего вернули на 20 лет назад и спросили: «Сергей, чем ты хочешь заниматься?», я  бы сказал: хочу быть в МЧС, потому что это невероятная работа. В молодости я был дерзким,  всегда спешил жить, многое хотел успеть. Наверное, я и сейчас тороплюсь. Вот с вами разговариваю, а сам всё время дёргаюсь: что же наш самолёт всё ещё на место катастрофы не вылетел, мои ребята давно на борту? У нас же всегда счёт идёт на минуты.

Досье

Сергей Шойгу родился в 1955 г. Окончил Красноярский политехнический институт. В 1991 г. возглавил Госкомитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 г. - МЧС РФ), рекордсмен пребывания на посту в правительстве. Генерал армии, Герой России. Женат, имеет двух дочерей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно