Но чем скандальнее были обвинения в адрес «Единой России», тем очевиднее становилось: эмоций тут явно больше, чем осмысленной стратегии. Вскоре и до оппозиционеров дошло, что они перегнули палку, пригрозив не вернуться в Думу, пока с ними не встретится президент Медведев. До парламентского кризиса, в котором уже несколько лет живёт соседняя Украина, не докатились. Зато стали очевидны несколько проблем.
Так, заявления о неравных возможностях предвыборной борьбы и фальсификациях результатов звучат давно. Более того, суд удовлетворяет некоторые претензии. Но это не влияет на общие результаты волеизъявления граждан. Вот и сейчас сомнений в том, что «Единая Россия» по-прежнему собирает большинство голосов, нет. Зато в обновлённой Мосгордуме, где осталось только две (!) партии, оппозиционерам могла привидеться и двухпартийная Государственная дума. Через два года для некоторых там просто может не остаться места.
Кроме того, партии, победившие на выборах региональных парламентов, с этого года наделены правом предлагать президенту кандидатов в губернаторы. А что если похожий алгоритм взамен прямых выборов скоро станет обязательным и для мэров? Влияние КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР во власти тогда съёжится до микроскопических размеров.
Но в то же время их неожиданный шаг, при всей справедливости претензий, напомнил: сами они уже который год ходят за доверием к народу с одним и тем же унылым набором лиц и лозунгов. Не поэтому ли силёнок теперь хватает только на обвинения, которые в эмоциональном порыве можно размазать по «вертикали власти»? Ведь, дождавшись, пока недовольные ушли из Думы, «единороссы» с нескрываемой иронией показали: им в парламенте с их конституционным большинством больше никто и не нужен.
Впрочем, глядя на оставшееся «большинство» (фото на этой же странице), не отделаться ещё от одного вопроса: «Единая Россия» тоже против чего-то протестует своим отсутствием в зале заседаний? Например, против того, что главный законодательный орган страны стал бездумным конвейером по штамповке решений правительства. Если гражданам, судя по невысокой явке, лень, некогда или даже стыдно голосовать за такие политические партии, то почему депутатам не может быть так же лень сидеть на заседаниях Думы? Или, может быть, им мешает это делать собственный бизнес? В конце концов, нескольких процентов граждан достаточно, чтобы создать выборный антураж и покрыть своими бюллетенями хотя бы донышко избирательных урн. Точно так же и нескольких депутатов правящей партии достаточно, чтобы одобрить спущенные сверху законы. Бегают они между рядами, нажимая кнопки, как пальцы пианиста клавиши инструмента. Мелодия из зала заседаний парламента при этом раздаётся стройная. Но бедная оттенками, безжизненная, а потому очень грустная.