- Мы никак не привыкнем к тому, что интеллектуальная собственность - тоже собственность, - говорит Сергей Чекмарёв, нижегородский представитель Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС). - А автор или иной правообладатель за свой талант имеет право получать деньги.
Сегодня в России две аккредитованные организации, которые представляют права авторов музыкальных произведений и исполнителей музыкальных фоно-грамм. Это Российское авторское общество - РАО, которое отстаивает права авторов (поэтов и композиторов), и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая занимается смежными правами: отстаивает интересы исполнителей (певцов и музыкантов) и изготовителей фонограмм (рекордс-компаний).
- Всё, что мы слышим (песни, музыка), - это смежные права. А их авторы, которые всё написали на бумаге, - авторские права. В этом и разница, к примеру, между Ильёй Резником (автором) и Любовью Успенской (исполнителем), - разъясняет Сергей Чекмарёв.
У прав есть срок охраны: исключительные авторские права - в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти; смежные - не менее 50 лет. На классику (например, Моцарта, Чайковского) и народное творчество авторские права не распространяются: сроки вышли, эти произведения перешли в общественное достояние, и использовать их может кто угодно. А вот на классику, записанную на диски, в исполнении, к примеру, Ванессы Мэй или оркестра Поля Мориа, действуют смежные права.
- В России, к сожалению, все привыкли пользоваться интеллектуальной собственностью «задарма» и отвыкают от этого очень тяжело, - говорит юрист. - А представьте, если кто-нибудь нагло усядется в вашу машину?! Примерно так же выглядит незаконное использование объекта интеллектуальной собственности.
Чтобы в кафе законно звучала музыка, её собственнику нужно заплатить. Для этого предпринимателям не обязательно заключать договор с каждым «родственником» (их десятки и сотни тысяч). Достаточно договоров с РАО и ВОИС, законными представителями российских и зарубежных правообладателей.
- Объёмы ежемесячных выплат за прослушивание музыки в публичном месте зависят от категории организации (маленькое кафе, элитный ресторан, сетевой гипермаркет), количества посадочных мест (в кафе) или квадратных метров площади (в парикмахерской, фитнес-клубе), а также от возможности использования дополнительного оборудования (музыкальный автомат, система караоке), - объясняет Чекмарёв. - Среднее кафе может выплачивать в общей сложности 1000-3000 руб. в месяц.
- Можно, конечно, не заключать договор и включать музыку втихушку: а вдруг не поймают? - иронизирует юрист. - Только помните, что суммы штрафов могут быть очень приличными.
В практике нижегородского представителя ВОИС уже немало судебных дел с крупными цифрами выплат. Так, весной 2011 года кафе на территории гостиницы международного аэропорта «Нижний Новгород» суд обязал заплатить в общей сложности 350 000 рублей. 150 000 рублей заплатил за незаконное проигрывание музыки в местах массового катания людей хоккейный клуб «Торпедо».
- Владельцы этих организаций, нарушившие права, отказались обсуждать вопросы законного урегулирования конфликта в досудебном порядке и заключить договоры на использование авторских и смежных прав, - объясняет Чекмарёв. - В итоге за 5-7 песен, которые были зафиксированы представителями РАО и ВОИС, владельцы заплатили кругленькие суммы.
У организаций, представляющих правообладателей, нет цели «кошмарить бизнес», объясняет юрист. Более того, сами организации, являясь некоммерческими объединениями, не преследуют цель извлечения какой-либо денежной выгоды или получения прибыли лично для себя.
- Деньги, которые мы получаем в качестве компенсации за нарушенные права, идут не нам в карман, а каждому автору и исполнителю, которому принадлежат права на произведение, исполнение или фонограмму, - подчёркивает представитель ВОИС. - Иногда нам приходится разыскивать их, чтобы передать денежное вознаграждение: это наша обязанность. Посмотрите на нашем сайте раздел «Ищем правообладателей»! Это действительно так.