Со стрессом все мы знакомы не понаслышке – жизнь в городе всегда связана со стрессом. В итоге нервное напряжение может не просто испортить человеку настроение, но и серьёзно подорвать здоровье.
Что надо знать о стрессе, nn.aif.ru рассказала научный сотрудник Центра доклинических исследований Института фундаментальной медицины Приволжского исследовательского медицинского университета Дарья Кузьмина.
Буллинг изучают на мышах
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Дарья, что такое стресс в принципе? И всегда ли он вреден для организма?
Дарья Кузьмина: – С научной точки зрения стресс – это состояние психологического и физического напряжения, последствием которого становится нарушение стандартных действий в привычных ситуациях. Условно, за жизнь мы нарабатываем определённое количество сценариев, по которым действуем при тех или иных обстоятельствах, но именно в состоянии стресса отклоняемся от них. То есть реагируем на вполне стандартную для нас ситуацию нехарактерно.
Ганс Селье, выдающийся канадский врач-исследователь и основоположник самой концепции стресса, разделил его на два понятия: дистресс — вредоносный, приводящий к развитию патологии, и эустресс, который, наоборот, мобилизует и тренирует защитные ресурсы организма. Фактически эустресс нам необходим, чтобы полноценно жить, преодолевать трудности. Помните знаменитый афоризм Ницше: «Что нас не убивает, делает нас сильнее».
Но эустресс не может быть долговременным. За счёт накопительного эффекта организм рано или поздно всё равно перейдёт в стадию истощения, и начнётся разрушительный дистресс. И вот на его фоне могут случиться обострения хронических заболеваний.
Сегодня мы на лабораторных животных изучаем, как стресс, пережитый в детском и подростковом возрасте, влияет на дальнейшую жизнь. Для этого при помощи специального протокола моделировали ситуацию буллинга или травли в школе. Мы на семь минут подсаживали мышей-подростков в клетку к более крупным и агрессивным особям, затем разделяли их перфорированной перегородкой, чтобы они могли видеть и чувствовать запах друг друга. На третьем этапе мышей рассаживали в домашние клетки. На следующий день процедуру повторяли. Эксперимент продолжался 10 дней.
В результате у мышей-подростков сформировался хронический социальный стресс. Далее мы подождали, когда подопытные мыши подрастут, и проанализировали их состояние с точки зрения пережитой ситуации.
– И что же показали опыты?
– Обычно со школьниками, пережившими травлю в коллективе, беседуют, проводят анкетирования психологи. Конечно, мы мышам не могли задать вопрос: что они чувствуют? Поэтому проводили поведенческие тесты на специальном оборудовании. Обнаружили, что после стрессового опыта у мышей снижается активность, но через месяц она восстанавливалась. Подвергшиеся буллингу мыши становились более тревожными. Сразу после стресса животные были более склонны к новым социальным контактам, но через месяц склонность к самоизоляции повышалась.
Наши исследования показывают, что в определённом смысле стресс «прокачивает». Мы заметили у переживших буллинг мышей улучшение с возрастом показателей обучаемости, кратковременной и долговременной памяти. У детского организма, человеческого в том числе, потенциал для восстановления в принципе больше, его психика более пластична.
При всём при этом у детей есть риск отдалённых последствий пережитого стресса. Они не должны расти в тепличных условиях, но и тяжёлые хронические стрессы ребёнку всё же переживать не надо.
Тревога, принятие, истощение
– Есть версия, что женщины более стрессоустойчивы, чем мужчины. Так ли это?
– В наших исследованиях мы использовали только мышей-самцов. Это было важно, поскольку на поведение самок часто влияет гормональный цикл.
Предположу, что в случае с людьми анализировать их стрессоустойчивость по половому признаку было бы неверно. Для каждого человека ситуация стресса сугубо индивидуальна, поскольку у всех разный жизненный опыт.
Одно могу сказать: и у мужчин, и у женщин стресс проходит через три стадии. Первая – тревога с выбросом так называемых гормонов стресса: кортизола, адреналина и так далее. Потом следует стадия адаптации. Организм пытается подстроиться под наступившие изменения и вернуться в нормальное состояние. Адаптация в зависимости от физиологического, эмоционального состояния человека, силы стресса может быть разной продолжительности.
Если источник стресса длительно не исчезает, наступает третья стадия – истощение организма.
– Правда, что стресс заразен?
– Учёные из института Макса Планка в Германии экспериментально подтвердили: человек, который наблюдает за другим человеком, который испытывает сейчас стресс, сам начинает чувствовать беспокойство, перерастающее в тревогу.
Более того, этот эффект усиливается, если «наблюдатель» и «наблюдаемый» близки эмоционально. Это, кстати, проявляется в том, что мы, например, сопереживаем героям книг и фильмов.
В результате этих исследований немецкие учёные сформулировали так называемую эмпатическую теорию стресса.
– Может ли хронический стресс переходить в такие тяжёлые состояния – депрессию или биполярное расстройство?
– Я не врач, а научный сотрудник, но могу сказать, что к стрессу применимо понятие «где тонко, там и рвётся». Если у человека в принципе есть предрасположенность к развитию клинической депрессии, то на фоне хронического стресса это вполне возможно. Но диагнозы ставит только врач.
Главный вопрос
– Как же бороться со стрессом?
– Если организм тратит много ресурсов на преодоление стресса, ему нужно помогать. Соблюдайте режим сна. Обязательно правильно и сбалансированно питайтесь. Помогает в борьбе со стрессом физическая активность. Причём кому-то достаточно погулять полчаса по парку, а для кого-то это час активной тренировки в зале.
А вот снимать стресс алкоголем – не самый хороший способ. Часто мы себя убеждаем, что, например, бокал вина после напряжённого дня помогает нам снять напряжение. Это, скорее, такой эффект плацебо. Но если напряжённые дни будут случаться слишком часто, организм в этом случае быстро переходит в стадию зависимости. А бороться с алкогольной зависимостью ещё тяжелее, чем со стрессом…
Кстати
Дарья Кузьмина – победитель «Science Slam» в Нижнем Новгороде в 2024 году. Это формат коротких лекций на научную тему.
«Я обожаю науку. Результатом наших исследований всегда становятся статьи в серьёзных научных журналах, но я понимаю, что, например, мои бабушка и дедушка её точно не прочтут, – рассуждает Дарья Кузьмина. – Когда ты интересно, быстро умеешь рассказывать о своей деятельности и её результатах, получаешь колоссальную отдачу. После выступления люди подходят, благодарят, задают вопросы. Я обретаю небывалую энергию, чтобы двигаться дальше».