У треш-блогеров не зря миллионы подписчиков: молодые люди любят смотреть и читать о том, что за гранью. А это не так безобидно: завтра любитель подобного контента сам может взять в руки оружие и начать треш-стрим из собственной школы или колледжа. Как будто кто-то ему подсказал.
Нижегородские социологи изучили «воронку» вовлечения молодёжи в деструктивные сообщества в Интернете. О правилах и нравах таких сетей nn.aif.ru рассказал профессор кафедры общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н. И. Лобачевского доктор социологических наук Дмитрий Шпилев.
Урон для всех
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Дмитрий Анатольевич, кто, собственно, вовлекает молодёжь в деструктивные сообщества в Сети, затягивает юных в эту воронку?
Дмитрий Шпилев: – Модераторы таких сообществ в Интернете – образованные, оснащённые современной техникой и денежным ресурсом люди из недружественных России стран.
Вооружённые нападения учеников на школы и вузы в России, как и в других странах, не часты. Да, в них страдают люди. Но есть и другие последствия: прерывается учебный процесс, государство тратит огромные средства на обеспечение дальнейшей безопасности в образовательных учреждениях.
И никогда не будет прежней жизнь у всех тех, кто соприкоснулся с трагедией! Специалисты рассказывали, что подростков – свидетелей вооружённых нападений приходится выводить из посттравматического шока долго, до 12 лет. И их родители всегда будут жить с тревогой в сердце, а ведь некоторые из них трудятся на стратегически важных для страны направлениях, на опасных и высокоточных производствах.
Кроме того, вооружённые нападения на школы – это огромный репутационный урон для любого государства. Получается, что оно, по сути, не выполнило свои конституционные обязательства – не обеспечило безопасность и сохранность жизни граждан.
У модераторов деструктивных сообществ в Сети есть ещё одна важная цель. Исследования показывают, что большинство участников таких групп становятся поклонниками треш-контента в Интернете. Это формирует морально-ценностные ориентиры человека, а человек – часть государства. Когда-то и где-то он проявит свою жестокость.
– Как модераторы сообществ убеждают молодёжь совершить безусловное зло?
– Сразу хочу сказать, что наше исследование, результатом которого стала так называемая воронка вовлечения, построено на большом количестве данных, но это не окончательная схема. Она описывает ситуацию лишь на сегодняшний день, так как модераторы деструктивных сообществ постоянно придумывают новые способы вовлечения молодёжи в свои сети.
Например, сейчас принцип такой: берём всех, а дальше посмотрим. Главное – чтобы подросток зашёл на страницу деструктивного сообщества в Интернете, поставил лайк или оставил комментарий. Потом начинается так называемый процесс информационного «перекрёстного опыления». Подростку в процессе общения активно рекламируют и другие деструктивные интернет-движения.
Параллельно модераторы изучают профиль пользователя: с кем дружит подросток, чем увлекается? Начинают переписываться с ним, зачастую маскируясь в переписке под сверстников. Этим людям важно для начала понять, что они общаются именно с подростком, а не с полицейским или сотрудником специальных служб под прикрытием.
Затем модератор открывает подростку доступ к закрытому сообществу и задаёт уже другие вопросы. Например, выясняют, какие у него есть проблемы в жизни. Выявив психологические или социальные трудности молодого человека, ему дают почувствовать свою исключительность, предлагая к просмотру эксклюзивные материалы. Часто это треш-контент.
Ещё одна уловка модераторов – до утра удерживать подростка на странице сообщества. Он не спит, а потом идёт в школу, тем самым нарушается критичность восприятия. Человеку в таком состоянии можно что угодно вложить в голову!
Одно из новшеств: модераторы деструктивных сообществ сейчас стараются обрабатывать целые семьи под видом обмена мнениями с родителями по острым темам. Их цель – пошатнуть уважение ребёнка к значимым взрослым, нарушить его связь с семьёй. Логика понятна: меньше времени с родителями – больше в Сети.
В ловушку может попасть любой
– Когда модераторы интернет-сообществ понимают, что подросток готов к реальным действиям в своей школе, колледже?
– Сначала подростку предлагают выполнить разные задания. Часто просят сделать что-то противоправное, снять это на видео и выслать модератору: например, что-то украсть, расправиться над животным, избить человека. Для детей это игра, за которую в сообществе они получают, например, красивый ник, а для модератора это способ дальнейшего шантажа, если жертва захочет соскочить с крючка.
Потом наступает трансгрессия – переход важной границы, границы между возможным и невозможным. Одно дело – болтать в Сети о том, что охранники в школе не заметят, как ты нож в рюкзаке пронёс, другое дело – попытаться это сделать в реальной жизни.
После этого этапа модераторы часто уже «ведут» жертву индивидуально. Иногда даже лично, в реале.
– Как родителям понять, что подростка втягивают во что-то нехорошее?
– Я бы обратил внимание на то, что ребёнок не спит по ночам, что у него изменился круг общения: всё меньше друзей в жизни, всё больше – в Сети. Меняются темы для разговоров, как и сама речь. Она наполняется характерными словечками, терминами. Парень или девушка начинают агрессивно защищать некие деструктивные проявления – например, национализм.
Ошибкой будет считать, что последователями деструктивных сообществ могут быть только подростки, у которых проблемы с общением и психикой. Ребята зачастую к модераторам попадают абсолютно нормальными. Поэтому в сети может попасть любой ребёнок.
Сеть всё помнит
– Можно как-то вырвать подростка из лап хитрых негодяев?
– Я, наверное, скажу банальные вещи, но подросток для этого должен жить насыщенной социальной жизнью в оффлайн-пространстве: спорт, искусство, волонтёрство... Думаю, если ребёнок однажды увидит искреннюю благодарность других людей ему, он не захочет причинять кому-то боль.
Ещё мы рекомендуем взрослым объяснять подростку: всё, что ты сделал в Сети, оставляет там свой след. Нужно быть осторожным, когда ты отправляешь кому-то вроде бы безобидный контент: аудиозаписи, видео, фото. Непонятно, как этот контент потом может обернуться против тебя.
Родителям очень важно не допустить момента, когда подросток уже готов к страшным реальным действиям. На этом этапе повернуть всё вспять практически невозможно.
Если с ребёнком что-то творится, мамам и папам не надо читать ему лекции и нотации – надо идти к специалистам. Даже если подросток не решился на конкретные шаги, то чем дольше он состоит в деструктивном сообществе, тем сильнее повлияют идеи этого сообщества на его морально-ценностные ориентиры.
С результатами наших исследований я уже объехал полстраны. Выступаю в школах, в вузах, перед педагогами и сотрудниками служб безопасности. Радует, что внимания к проблеме всё больше. Наша задача – квалифицировать угрозу, чтобы начать с ней бороться.