Примерное время чтения: 5 минут
300

На что глаз упадёт. Как киберпсихологи помогают машинистам и маркетологам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 15/03/2023
С помощью энцефалографа можно узнать, что скрыто в человеческом мозге.
С помощью энцефалографа можно узнать, что скрыто в человеческом мозге. / Злата Медушевская / "АиФ-Нижний Новгород"

Энцефалограф, автосимулятор, EyeTracking-очки… Приборы позволяют нижегородским учёным изучать нюансы человеческого поведения, имеющие огромную практическую ценность.

Слушайте сердце

Лаборатория киберпсихологии на факультете социальных наук ННГУ им. Лобачевского – на вид обычная аудитория. Правда, в ней есть не совсем обычные приборы, а задачи, которые здесь пытаются решать, и вовсе из области научной фантастики.

«Новая реальность уже наступила. Мы живём в информационном мире, который сами же и породили. Информация для нас – товар, оружие, развлечение и многое другое, – рассуждает декан факультета социальных наук Роман Голубин. – Мы как учёные пытаемся понять, в чём специфика поведения человека в виртуальном мире. Там складывается другое мышление, возникают другие реакции, коммуникации. Надо эти алгоритмы понять и работать с ними на благо человечества».

Одним из первых приобретений лаборатории был автосимулятор. Он напоминает автомобильное кресло и позволяет воспроизводить процесс вождения машины. А при подключении виртуального шлема эффект погружения в дорожную реальность полный.

Человека в автокресле подключают к различным датчикам и фиксируют его психофизиологические реакции. Например, как влияет рациональный и иррациональный страх на то, как человек ведёт машину и как он себя чувствует в это время.

«Датчик фиксирует время между ударами сердца. Смотрим на их динамику и выявляем закономерности, – объясняет кандидат психологических наук, заведующая лабораторией киберпсихологии Валерия Демарёва. – Выясняем, как влияет иррациональный страх вождения на показатели ритма сердца и что можно сделать, чтобы помочь от этого страха избавиться».

А ещё автосимулятор позволяет изучить, как люди с синдромом дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ) водят автомобиль. Прежде считалось, что такой синдром заканчивается с подростковым возрастом, но сейчас научное сообщество эту версию опровергает.

Понятно, что у людей с СДВГ могут возникать проблемы при вождении автомобиля. Какие? Как их можно корректировать? Сейчас этими вопросами занимаются учёные.

Виртуальные очки помогут скорректировать проблемы при вождении автомобиля.
Виртуальные очки помогут скорректировать проблемы при вождении автомобиля. Фото: "АиФ-Нижний Новгород"/ Злата Медушевская

Музыка против инсульта

От общего пространства в лаборатории отгорожена небольшая комната. Там проводят исследования при помощи энцефалографа. Из классики – тест на открытие и закрытие глаз, чтобы подтвердить, что человек не страдает эпилепсией и что в целом его мозг работает нормально.

Кроме того, энцефалограф показывает, как мозг воспринимает музыку, точнее, её разную структуру. Во время испытаний учёные варьировали чётный и нечётный ритм, а также быстрый и медленный темп музыки. Задача была – понять, как мозг 20 испытуемых реагирует на изменения метрической структуры.

«Сейчас популярны различные нейротренинги для расслабления. Те же крупные банки открывают комнаты психологической разгрузки для сотрудников, где есть нейрооборудование с музыкальными программами, – продолжает Валерия Демарёва. – На самом деле сфера влияния музыки на человека очень мало изучена. Наш эксперимент добавляет знаний о том, какие темпоритмические характеристики надо использовать для расслабляющего эффекта».

Ведут здесь исследования и в сфере нейрореабилитации – изучают, какие музыкоподобные стимулы могут безопасно помочь мозгу восстановиться после инсульта.

Кстати, киберпсихологи считают, что в восприятии человеком музыки очень много нюансов. К примеру, не всех успокаивает классическая музыка. Ваши вкусы сильно зависят от жизненного опыта. Скажем, если вас в своё время из-под палки заставляли ходить в музыкальную школу, Моцарт вас не особенно расслабит в трудную минуту.

Наедине с самолётом

Сейчас железнодорожные, авиационные, другие транспортные компании во всём мире стараются максимально уйти от дублирования машинистов, лётчиков, водителей. В идеале со сложнейшими механизмами должен справляться один человек.

Нашим учёным удалось разработать технологию контроля за состоянием человека на основе реакции глаза. Для этого в кабине машиниста, лётчика или водителя устанавливают высокочувствительные инфракрасные камеры. Они помогают вовремя заметить, что у человека, оставшегося наедине со сложным механизмом, к примеру, снизилась концентрация и скорость реакции.

У исследователей уже есть в арсенале огромная база подобных реакций и специальная программа обработки данных, дело за практическим внедрением.

Кстати

  • Реакция глаза может быть полезна и маркетологам. Сделать выводы им помогут очки EyeTracking, оснащённые двумя внешними и двумя сверхчувствительными внутренними камерами. Снятое очками видео можно проанализировать и понять, куда человек смотрел в каждый момент времени. Реакция зрачка на те или иные товары позволяет, например, корректировать выкладку этих товаров в магазинах, повышая их популярность у потребителей.
  • Движение глаз – одна из первичных неосмысленных реакций. Как показывают научные исследования, свой подсознательный выбор мы делаем на основании этих реакций. Не зря же говорят: бери то, на что глаз упал.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых