Как после Дня знаний уберечь детей от чрезмерных волнений за школьной партой? И для чего под рукой у взрослых обязательно должен быть резиновый начальник? Ответы на эти вопросы «АиФ-НН» ищет вместе с доктором биологических наук, профессором кафедры психофизиологии факультета социальных наук ННГУ Сергеем Париным.
Сердцу не до покоя
Злата Медушевская, «Аиф-НН»: Сергей Борисович, большинство людей смутно представляют, чем занимаются психофизиологи. Головой? Телом?
Сергей Парин: Как некогда сказал Галилео Галилей, надо измерять измеримое и сделать измеримым то, что ещё не поддаётся измерению. Мы занимаемся изучением сознания и высших мыслительных процессов с помощью информационных моделей. Это попытка приблизить проблему психологическую и даже философскую к методам исследований, применяемых в точных науках. Не случайно когнитивистика - это коктейль из множества разных наук: физики, математики, психологии, физиологи, лингвистики.
- Но разве реально измерить сознание человека?
- Сознание - нет. Мы измеряем те отклики, которые в человеческом организме возникают при определённых актах сознания и связаны с работой внутренних органов.
Классический пример - сердце. Из курса биологии мы знаем: оно действует по принципу насоса. При этом в разных ситуациях сердце ведёт себя по-разному: уходит в пятки, сладко ноет, замирает, бешено колотится…
Это происходит, поскольку сердцем управляет мозг. Он даёт органу сигнал в зависимости от обстановки изменить характер насосной деятельности. На кафедре психофизиологии университета впервые в мире создали технологию мобильной событийно-связанной телеметрии ритма сердца. Она позволяет по работе сердца, прежде всего по изменению характера его деятельности, достоверно оценить, что происходит с психикой.
- Как ведутся такие измерения?
- Мы надеваем на человека датчик меньше спичечного коробка. Сигналы с датчика собираем и анализируем на специальном сервере. В ряде случаев мы фиксируем контекст - то, что сейчас происходит с испытуемым, с помощью видеорегистратора. Мы обнаружили и запатентовали маркеры начала стресса с точностью до 10 секунд. В первую очередь, это особый ритм сердца, который определяется при помощи сложных математических расчётов.
Зайца понять можно
- Какова прикладная часть таких исследований?
- Четыре года назад мы создали интерактивный сервис для мониторинга стрессогенных зон дорожной инфраструктуры Нижнего Новгорода - проще говоря, городскую дорожную карту стрессов. Датчики надевали на водителей общественного и личного транспорта.
Целью этого проекта было помочь изменить инфраструктуру Нижнего в лучшую сторону. Жаль, что власти картой не воспользовались.
- Но здесь вроде всё ясно. Стресс у водителей вызывают пробки?
- Необязательно, порой и просто неорганизованное дорожное движение. Водители общественного транспорта «стрессуют» на остановках. При высадке и посадке людей риск нестандартных ситуаций возрастает. Почти у всех испытуемых один только вид сотрудника ГИБДД вызывает стресс.
Но помню, однажды датчик показывал, что человек за рулём просто в жутком стрессе, при этом видеорегистратор каких-то перемен в окружающей его действительности не фиксировал. Оказалось, мужчине позвонила теща.
- То есть утверждение, что мы живём в стрессе, не голословное?
- Одна из современных теорий гласит: наша жизнь - сплошной стресс. Когда мы умудряемся без него обойтись - вот это и есть счастье.
На мой взгляд, это преувеличение. Но цивилизация действительно развивается слишком быстро. Мы втягиваемся в этот бешеный ритм и всё острее реагируем на окружающую действительность. Люди ушли от того, для чего стресс был заложен в них природой. Вот заяц сидит на грядке в огороде и грызёт морковь. Вдруг перед ним возникает человек с собакой. Заяц бежит так, как никогда не бегал. Доказано: на первом этапе стресс даёт силы поднимать два собственных веса, прыгать через рекордную высоту. Для животного такая реакция организма - способ спасения. Зайца понять можно.
Но вот вас обругали в общественном транспорте. Хам трамвайный вас не убьёт на месте, но реакция у вас такая же, как у зайца, за которым гонится собака. Правда, заяц во время бега до безопасного места выплеснет все негативные эмоции. А мы сжигаем себя изнутри.
Здесь японцы как нация показали себя настоящими мудрецами. В Японии у сотрудников крупных компаний в личном шкафу припасена резиновая фигура начальника. После особо напряжённых моментов общения с руководством человек выходит в коридор и «разбирается» с фигурой - стресс выходит наружу. В европейском обществе мы предпочитаем приходить домой и срываться на близких.
Предупреждён - значит вооружён
- Насколько я знаю, кафедра психофизиологии получила трёхгодичный грант Российского фонда фундаментальных исследований на продолжение исследований теории стресса. На этот раз вы хотите создать карту стрессовых нагрузок школьников...
- Мы знаем, что дети испытывают стресс в школе. Говорить, что ребёнок должен быть полностью ограждён от такого эмоционального опыта, неверно. Из-за отсутствия конфликтных ситуаций у человека часто снижается общая жизненная мотивация.
Значит, надо просто уменьшать количество стрессовых ситуаций во время учёбы. Наш проект предусматривает создание и внедрение информационной технологии для защиты детей от многочисленных негативных последствий напряжённой городской жизни.
На основе телеметрии ритма сердца школьников в процессе учёбы будем создавать интерактивные карты стрессовых нагрузок. Родители и учителя смогут контролировать состояние сердечно-сосудистой системы ребёнка, эмоциональное напряжение и уровень субъективной сложности задач для каждого.
Вообще, когда пишешь заявку на грант, рассказываешь о конкретных наработках по теме. У нас они богатые. Мы давно оцениваем стрессогенность событий школьной жизни в подшефных школах города. Например, пришли к выводу, что на контрольных особенно нервничают хорошисты, поскольку речь идёт об изменении их школьного статуса: тройка способна испортить успеваемость. Отличники волнуются меньше, у них есть запас прочности. Двоечники не волнуются совсем - оценки не влияют на их жизнь.
В одной из школ мы заметили: дети испытывают сильный стресс, приходя в кабинет рисования. Оказалось, учитель самоутверждался за счёт их психики...
- Можно ли дать родителям, советы как уберечь детей от стресса в школе?
- Стресс часто вызывает отсутствие информации. Чем больше у человека знаний об окружающем мире, тем больше он понимает, что мнения могут быть разными. Чем быстрее ребёнок научится их сопоставлять, а потом размышлять над полученной информацией, тем менее он будет подвержен стрессу.
Конечно, многое зависит от семьи. Стоит найти золотую середину в отношениях. Это должны быть доверительные и требовательные отношения одновременно.