В специализированные отделения больниц в регионе не первый год вливают деньги, меняют оборудование. В Нижегородской области есть настоящие светила, врачи, профессора, к которым едут со всей страны. Почему же система не работает?
Очередь жизни
В коридоре Нижегородского областного онкодиспансера на ул. Родионова душно. Народу много. Одни люди сидят. Другим места не нашлось, они подпирают стены. Очередь движется медленно. Женщины вздыхают. У каждого здесь страшный диагноз.
- Каждые полгода приезжаю сюда, чтобы показаться врачу и взять рецепт на бесплатные лекарства, - рассказывает Анастасия Геннадьевна. - Раньше как-то получалось сделать всё в один день. Теперь надо сначала в очереди к врачу постоять, а за рецептом записаться ещё раз - уже на следующую неделю. Людей всегда очень много. От спёртого воздуха можно сознание потерять. Но делать нечего, приходится ждать. Кроме того, у меня проблема с лекарством. Выписали одно, оно помогало. Потом заменили другим, я плохо его переношу. Никак не могу добиться, чтобы вернули предыдущее.
В одной очереди встречаются люди из разных районов области, всех возрастов. Кто-то здесь впервые, кто-то давно состоит на учёте. Есть и те, для кого эта очередь - настоящая пытка.
- Мой отец сидел в многочасовой очереди спустя 16 дней после повторной операции на головном мозге, дожидаясь лишь бумажки на прохождение химиотерапии. Последние силы и здоровье, наверно, оставил там, - написала в социальной сети нижегородка Ирина. - С какой стати в такой ситуации власти замыслили строительство стадиона, в то время как в Нижегородской области отсутствует онкологический диспансер достаточной вместимости?
Попасть к врачу - полдела. Проблемой оборачивается всё: госпитализация, получение лекарств, прохождение исследований, химиотерапия… За всё надо бороться, сталкиваясь с очередями и хамством, или быть готовым выкладывать денежки, причём немалые. В онкодиспансер даже дозвониться тяжело. Персонал отвечает односложно и бросает трубку.
- Меня прооперировали в январе этого года. Затем я прошла шесть курсов химиотерапии в филиале диспансера на Анкудиновке, - поделилась своей историей нижегородка Альбина. - В отделении хирургии замечательный персонал. В приёмном отделении - тоже. Я как-то приехала на очередной курс химии, и у меня оказался просрочен один анализ. Денег с собой не было, чтобы сделать платно, так женщина из приёмного отделения дала мне, незнакомому человеку, свои 500 руб. - просто так, под честное слово!
Есть, конечно, неудобства, когда приходится госпитализироваться и сидеть в очереди в маленькой каморке, но так ведь это не вина персонала. Это уже вопрос к чиновникам.
Виноват менталитет
Онкология - как Великая Отечественная война. Не обошла ни одной семьи, всех коснулась. По уровню смертности онкологические заболевания занимают в Нижегородской области второе место - сразу после сердечно-сосудистых. Рак, который в мире на ранних стадиях научились побеждать, для нас по-прежнему приговор.
Специалисты говорят, что беда в низком уровне выявления новообразований.
- В большинстве развитых стран в онкологии значительно преуспело диагностическое направление, поэтому у двух третей больных опухоли обнаруживаются на первой и второй стадиях, - говорит Игорь Терентьев, зав. кафедрой онкологии факультета повышения квалификации врачей Нижегородской медакадемии, профессор. - В России пока ещё превалирует третья стадия, а это непредсказуемое течение заболевания и очень дорогое лечение: по сравнению с начальными стадиями терапия дорожает более чем в 15 раз. Сегодня мы стараемся перевести рак из фатального в хроническое заболевание, по аналогии с сахарным диабетом.
Вообще, проблема высокой смертности от онкозаболеваний во многом зависит от нашего менталитета. Онкология долго протекает бессимптомно, а мы не привыкли опережать острые проявления патологии и обращаемся к врачу только в экстренных случаях. Человек не чувствует экономической выгоды от своего здоровья. К примеру, в США медицинская страховка мужчин от 40 лет обязывает их пройти врачебное обследование. Если человек отказывается, то при выявлении онкозаболевания страховых выплат на лечение не выделяют.
Дожить до онкоцентра!
Пока у нижегородцев другие проблемы - просто бы к врачу попасть. За последние три года в области появилось 60 онкологических и 90 смотровых кабинетов, однако этого не хватает. Записаться на приём к онкологу - это всегда задачка.Вот, например, в поликлинике №40 Автозаводского района вставать в очередь нужно за месяц, а то и больше. В день через врача проходит 60 больных! Насколько внимателен доктор, через которого идёт такой людской поток?
Пришедшая на помощь диспансеризация пока работает слабо.
- За семь месяцев при диспансеризации выявили 1394 случая новообразования, из них 1133 - злокачественных. Это рак пищевода, желудка, нижнего отдела кишечника, трахеи и так далее, - сообщил Алексей Балавин, главный врач Нижегородского областного центра медицинской профилактики.
Новый онкоцентр обещают региону уже давно. Зимой Александр Карцевский, областной министр здравоохранения, уверял, что диагностический онкологический центр для оказания амбулаторно-поликлинической помощи и химиотерапии появится на ул. Деловой не позднее мая. Стационары на ул. Родионова и на Анкудиновском шоссе тогда начали бы оказывать только стационарную помощь. Но время идёт, а воз и ныне там. Новая дата открытия центра - I квартал 2015 года. Доживут не все больные…
Это излечимо
Светлана Волкова, доцент кафедры госпитальной терапии НижГМА, главный внештатный специалист минздрава области по гематологии:
- 15 сентября мы отмечали Всемирный день распространения информации о лимфоме. Это опухоль лимфоидной ткани. В общей структуре регистрируемых новообразований она занимает не более 4%, но это не делает болезнь менее социально значимой. Начиная с 2008 года мы зафиксировали 1682 случая лимфом; это пациенты от 13 до 91 года. Сейчас из них живы 1342 человека. Далеко не все скончались из-за лимфом: кто-то от старости, кто-то от других болезней.
Лимфома излечима! В идеальной ситуации пациент с лимфомой, как с любым другим онкологическим заболеванием, вовремя приходит к врачу. Специалист расписывает план обследования, ставит уникальный диагноз.
В нашей области есть возможность сделать это с использованием самых современных методов. Тут сильно помогают детские гематологи, хотя и взрослая гематологическая служба располагает иммуногистохимической лабораторией.
Лечение таких опухолей разнообразно: химиотерапия, лучевая терапия, хирургическое сечение, использование препаратов. Среди них в 2000-х годах произошла революция. На смену цитостатикам, которые призваны убить просто клетку, пришли препараты таргетного действия.
«Таргет» - это мишень, то есть конкретные рецепторы опухолевой клетки или биохимические пути её функционирования. Главный минус - препараты очень дорогие.
Благодаря программе дополнительного лекарственного обеспечения инвалидов нижегородцы получают их бесплатно, но в неё вошли всего три наименования. А препараты появляются всё новые!
Будет центр
Сергей Снегирёв, директор Научно-исследовательского радиофизического института (Нижний Новгород):
- Ядерная медицина предлагает очень действенные методы лечения онкологических заболеваний. Именно такие технологии позволяют диагностировать некоторые виды рака на предельно ранних стадиях, когда заболевание поддаётся эффективному лечению. Уникальность и высокая эффективность ядерной медицины основана на применении высокотехнологичного оборудования и радиофармпрепаратов.
Инновационность такого метода по отношению, скажем, к химиотерапии - в том, что он позволяет более точечно действовать на опухоль, не нанося глобального урона всему организму человека.
Сегодня лидеры по внедрению ядерной медицины - США и Япония, ряд европейских стран. Но эти технологии постепенно приходят и в Россию.
Планируют построить центр ядерной медицины и в Нижнем Новгороде. Сегодня особенно важно подготовить специалистов, которые будут работать на технически сложном и крайне дорогостоящем оборудовании и обслуживать его. Совместно с НГТУ им. Алексеева на базе нашего института открыта кафедра биоинженерии и ядерной медицины. Она будет готовить технических специалистов.
Очередей к детским онкологам нет?
Людмила Привалова, зав. отделением онкологии детской областной клинической больницы, главный внештатный специалист минздрава области по детской онкологии:
- Детская онкология сильно отличается от взрослой. Некоторые новообразования, например лимфосаркомы, у детей могут развиваться стремительно. Из-за этого отсутствуют признаки так называемой опухолевой интоксикации, болезнь идёт без малейших признаков плохого самочувствия. В итоге 80% детей поступают к нам с III-IV стадией болезни. Некоторые опухоли у них за 12 часов способны удвоить свою массу. Времени на рассуждения нет, надо срочно начинать терапию, а чаще - оперировать.
В год в больницу поступают около 70-80 детей.
Многие родители приводят детей на обследования. Мы никому не отказываем. Очередей к детским онкологам нет.
Все онкоболезни у детей развиваются на фоне иммунодефицитных состояний. Если у вашего ребёнка долгое время увеличены миндалины, никак не проходят лимфатические узлы, особенно с одной стороны, есть кашель, необоснованные подъёмы температуры, обязательно покажите его врачу! Если не онкологу, то хотя бы хирургу. Лучше лишний раз подстраховаться, сдать анализ крови или пройти УЗИ.
В больнице есть все возможности для диагностики и высококачественного лечения. Новейшее оборудование мы всегда получали одними из первых в области. Единственные в регионе мы сейчас имеем отдел по пересадке костного мозга и периферических стволовых клеток.
Лечение детей очень дорогостоящее. Программа лечения одного ребёнка может достигать 1 млн руб. В основном эти расходы покрываются за счёт средств государства, но нам также помогают благотворительные фонды.