- К примеру, в такой развитой стране, как Япония, количество детей в классах доходит до 35-50. Опыт международных исследований показывает: меньшая наполняемость классов ещё не гарантирует более качественного образования. Но я считаю требование, по которому в классе должно быть 25 человек, формальным. Поэтому нужно пересмотреть СанПины, сделать их более функциональными, а не формальными, причём не только в отношении общеобразовательных школ, но и дошкольных учреждений, что особенно актуально в связи с резкой нехваткой мест в детских садах. Если учитель может организовать нормальный учебный процесс с 27 учениками, не надо ему запрещать. Главное, чтобы у ребят была возможность учиться в нормальных условиях.
Надо собраться
- Нововведения в системе образования последних лет оказали положительное влияние – к примеру, реализация нацпроекта «Образование» и особенно поддержка лучших учителей, которая велась в его рамках. А вот ЕГЭ, несмотря на то, что в Нижегородской области к нему уже привыкли, всё-таки вызывает нарекания. Можно ли дать возможность выпускникам школ право выбора, в какой форме проходить итоговую аттестацию. Ведь для многих ЕГЭ - непреодолимый психологический барьер.
- Для меня самого экзамены были серьёзным психологическим испытанием. Я всегда сильно волновался, поэтому отличником в вузе стал только на последних курсах, когда меня уже хорошо узнали преподаватели. И всё же, думаю, ребятам необходимо учиться преодолевать себя, тем более что во взрослой жизни им придётся решать ещё более серьёзные проблемы, чем сдача ЕГЭ.
Зарплата по заслугам
- Ни для кого не секрет, что зарплаты учителей достаточно низкие. Как, на ваш взгляд, должна формироваться оплата труда педагога?
- Часто говорят: нужен единый федеральный стандарт для всех регионов, чтобы учителя по всей стране получали одинаково. Однако регионы находятся в разных экономических условиях. Считаю, что средняя зарплата учителя должна быть не меньше средней зарплаты по экономике региона - эту задачу я ставлю всегда. При этом при расчёте оплаты труда обязательно должно учитываться качество труда педагога - чем лучше работает учитель, тем больше он должен получать.
Учиться каждые 5 лет
- Как повлияют новые аттестационные требования на организацию профессиональной переподготовки?
- Обязательная переаттестация педагогов раз в 5 лет напрямую связана с необходимостью как минимум раз в 5 лет проходить переподготовку. Для этого должны быть созданы соответствующие условия. При этом важно, чтобы учителя могли сами выбирать, где пройти обучение, - в академии повышения квалификации, в вузе или на базе передовой школы.