Станислав Смирнов: Фанаты вообще очень странные люди. Можно выделить несколько видов - самозабвенные и отверженные почитатели, идущие в огонь и воду, которым нравится любое проявление, созданное для них. Сдержанные и взвешенные - это второй вид. Они спокойно относятся к происходящему и по сути своей фанатами и не являются, однако, если им понравились все творения одного франчайза, они с предыханием дожидаются следующего. Ну и есть оголтелые и недовольные, считающие все, сделанное с их объектом вожделения кощунством, издевательством и "абсолютно не тем, что нужно искреннему фанату".
Ксения Дуркина: В свою очередь, режиссеры и продюсеры, берущиеся за новый фильм по сумеречной саге, прекрасно осознают, что их целевая аудитория состоит из "первого вида" фанатов почти полностью и ее характерная черта - достаточно юный возраст. День премьеры, в кинотеатрах яблоку негде упасть, и оно повисает в воздухе над головами абсолютно разных людей, пришедших на "Рассвет". И всем нужно угодить, чтобы обогнать этого злосчастного Гарри Поттера с его Дарами Смерти, который насобирал неприлично больших денег со всех возможных контингентов всех возможных континентов. Стефани Майер подозрительно ловко петляла между книгами о юном волшебнике, тщательно стараясь сделать все не так, как у Роулинг. Создатели фильма преуспели в этом гораздо больше и всему виной ошеломительная первая часть. Я поддерживаю многих феминисток и киноманов (а также киноманов-феминисток), которые сливаются в гневном порыве на Summit Entertainment, выкинувшие на мороз Кэтрин Хедвиг - режиссера первой части и посадивших в ее кресло подряд трёх мужчин. Кэтрин сняла потрясающий фильм, стиль которого до сих пор держит на плаву всю вампирскую историю, заставляя критиков выставлять десятки, фанатов - плакать и ждать, а издателей - собирать деньги.
Станислав Смирнов: Да, и это самый наиглавнейший козырь "Сумерек". Его очень сложно растерять, для этого нужно быть минимум бездарностью. Гротескный, готический, темный стиль, вкуснейшая музыка, цветовая палитра, настроение - все бережно сохранено и в "Рассвете", благодаря чему фильм всасывает в себя полностью. За эти годы Кристен Стюарт изрядно похорошела и совершенно неожиданно научилась играть, что позволило режиссеру спокойно отдать ей фильм на бенефис, изредка подпуская знакомых героев. Белла полностью избавилась от деревянности, однобокости и приняла на себя многогранный образ девушки 18-ти лет, влюбленной в вампира и постоянно от этого страдающей. Паттинсон же, напротив - подрастерял былой аромат и играет более картонно, что заставляет задуматься о его мыслях насчет роли в фильме (боится умный Роберт стать актером одной роли, хотя картонность объясняется и поступками Эдварда Каллена, как персонажа книги, тут уже все вопросы к Стефани Майер). Новых героев в фильме не появилось, а старые актеры по-прежнему идеально подходят своим ролям.
Ксения Дуркина: Знаете, очень сложно снимать статичные фильмы, в которых мало действия. Книга может себе позволить многостраничное обмусоливание переживаний главной героини, не выходя при этом даже за пределы комнаты. Современная кинокартина должна рьяно повествовать, сбросив все описательные приёмы куда-нибудь в последние кадры. Но если у нас в руках книга, не располагающая к постоянному экшену, а за этой книгой уязвленные кинолюбители, жаждущие бодрой мясорубки, то вам надо очень постараться как-то из этих бермуд ретироваться.
Станислав Смирнов: Да, и надо отметить, что у создателей Рассвета с этой проблемой ничего не получилось. Фильм в полной мере вялый и статичный, даже последняя минибитва не спасает его от окиселивания. Однако, лично для вашего непокорного слуги, такая постановка вопроса является скорее плюсом, чем минусом. Мне всегда не хватает размеренности, легкого юмора, поступательности описаний, раскрытия атмосферы, глубокого погружения в мир - в Сумерках 4 этого в избытке - я доволен, большинство - нет.
Ксения Дуркина: Фильм переходный. То бишь, основные события разворачивались в предыдущей и развернутся в последующей части. Думаю, вы догадываетесь, насколько сложно преподносить такого рода картины. Они собирают плохую прессу, из-за отсутствия цепляющих моментов и запоминающихся битв, не изобилуют моральными увещеваниями и поучительными историями - это лишь рассказ о том, что происходит в этот момент в мире под названием "Сумерки". Помните, как ругали Гарри Поттер и Дары Смерти ч.1? Хотя она оказалась моей любимой частью из всей «поттерианы». Также и с сагой - первый фильм переплюнуть уже невозможно, а сделать что-то иное и приятно радующее глаз - сколько угодно.
Станислав Смирнов: Сумерки. Сага - это огромная почва для обсуждений, ибо каждый, к сожалению, обязан иметь свое мнение насчет этого явления природы. Есть фанаты, есть ярые ненавистники, а есть такие как я - скромно оценивающие то, на что они только что сходили. Если мы захотим увидеть в этом фильме некачественность, скучность, тупоголовую игру актеров, всепоглощающий идиотизм, вторичность - мы всенепременно это все отыщем. Если захотим увидеть счастье, радость, оскароносность, гениальность - мы найдем это.
Ксения Дуркина: В этот проект вложено сумасшедшее количество денег и столько же души, фильмы не могут получится позорной кляксой на бумаге всемирного кинематографа, ибо изначально выбраны правильные векторы развития, а все остальное додумают и украсят, или развалят и очернят их зрители. Надеюсь, у вас нет заранее выбранного мнения насчет этой кинокартины - тогда вы просто получите удовольствие.
«АиФ-НН» благодарит за сотрудничество сеть кинотеатров «Каро Фильм»
Ксения ДУРКИНА и Станислав СМИРНОВ