Несносные трёхлетки
Отвечает психолог-кон- сультант Анна Арутюнян:
- Если так поступает 3-летний ребёнок - это нормально. Существует даже такое понятие в психологии «кризис 3 лет». В этом возрасте ребёнок всё хочет сделать сам. Если с рождения до 3 лет он расценивает себя как продолжение мамы, то в 3 года ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность и начинается «я сам». Ему хочется самому попробовать, как это, пережить. Максимально обеспечьте ему безопасность, но и дайте максимальную свободу.
Чем больше вы будете его ограничивать, тем больше он будет стараться прорваться и сделать наоборот. Должны быть абсолютные запреты (например, не вылезать в окно). А вот ножом или ножницами можно пользоваться. Но в присутствии или вместе с родителями. Они должны научить, как обращаться с предметом, и научить технике безопасности. Часто родители отказывают в чём-то ребёнку просто потому, что у них нет времени присмотреть за ним. Но надо понимать, если ребёнку приглянулся нож, он всё равно его возьмёт - после того, как мама отвернётся. А когда добьётся желаемого, быстро потеряет к нему интерес.
Вместо того чтобы запрещать, лучше быть рядом, позволять исследовать такой интересный для малыша мир, но следить, чтобы он не натворил бед. В подростковом возрасте авторитет родителей падает до нуля. Мнение сверстников становится важнее родительского.
Ребёнок борется за независимость. Это нужно пережить. Не ограждайте его от трудностей жизни, как бы вам этого ни хотелось, а давайте возможность подростку совершать свои ошибки, чтобы он мог научиться на собственном опыте. Не отвергайте его, если он оступился, а принимайте, чтобы ему всегда было к кому вернуться. Только в этом случае вам удастся сохранить с ребёнком контакт.
Как растят творцов и умниц
О том, какое значение в развитии детей имеют игры, рассказывает директор магазинов развивающих игрушек Алексей Бебенин:
- Ребёнок познаёт мир, играя. Задача родителей - помогать ему, а не мешать. Мы хотим, чтобы дети развивались, а они любят играть... Есть методики, которые позволяют выявить интеллектуальные и творческие способности детей в самом нежном возрасте. Эти игры многогранны и нацелены на развитие внимания, памяти, усидчивости. Сама по себе игра для ребёнка - это не только хорошо проведённое время, это способ познания мира, формирования речи, движения, чувства цвета.