40 лет Александр Цыганков гастролирует по всему свету, не обходит стороной и наш город: нас ждёт его юбилейный концерт «Посвящение маэстро» (1 ноября музыканту исполнилось 65 лет). Выступит и сам именинник, и выдающиеся исполнители нижегородской домровой школы. В интервью «АиФ-НН» музыкант рассказал, почему любит приезжать в Нижний и кто составил компанию банджо в США.
Язык и родные напевы
- Александр Андреевич, согласитесь, кое-кто до сих пор снисходительно относится к домре.
- Она не заслуживает такого отношения, это очень интересный инструмент, существующий не одно столетие. Мы должны гордиться национальной культурой и сохранять её. Академик Дмитрий Лихачёв, наш знаменитый интеллигент, говорил, что нация существует только тогда, когда есть язык и родные напевы.
- Каждый ваш приезд в наш город - событие для всех любителей народного инструментального искусства.
- Меня всегда привлекали и привлекают Нижний Новгород и Волга. Они напоминают мне о родном Омске, где я родился и вырос, начал заниматься музыкой, и о такой же величавой русской реке Иртыш.
- Сибирские мотивы присутствуют в вашем творчестве?
- Их отголоски можно встретить во многих сочинениях. «Рапсодия на русские темы», например, создана под впечатлением необъятных сибирских просторов, в обработке песни «Ой, цветёт калина» Дунаевский использовал народную мелодию «Сударушка-девушка».
- Хорошо известно ваше позитивное отношение к транскрипции классики. Композитор Фрид, напротив, считал, что для оркестра русских народных инструментов нужно создавать свою музыку, а не заниматься переложениями симфонических произведений.
- Сколько музыкантов, столько и суждений: я с уважением отношусь к мнению своих коллег. Вы знаете, как интересно звучат «Половецкие пляски» Бородина на народных инструментах? А «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина? Её блестяще исполнил Виктор Александрович Кузнецов со своим нижегородским коллективом. Но нельзя делать переложения всего подряд: необходимо соблюдать определённую меру.
Прописка за океаном
- В США, где вы часто выступаете, проявляют небывалый интерес к домре. Вполне объяснимо, если бы речь шла о банджо, но домра - это же исконно русский инструмент!
- Интерес к нашим народным инструментам в США появился в начале прошлого века с приездом на гастроли Василия Васильевича Андреева и его музыкантов. С тех пор прошёл не один десяток лет, домра и балалайка получили «прописку» за океаном, мирно уживаются с банджо, мандолиной и гитарой.
- Вы не перестаете удивлять своих поклонников, являетесь автором уникального проекта «От классики до рока».
- Эта программа - своеобразный альманах и включает музыку разных стилей и направлений. Активное участие в её исполнении принимают мой младший сын рок-гитарист Антон и Алёна Серова: она играет на синтезаторе.
- За много лет вы создали свой исполнительский стиль, поставили домру рядом с фортепиано, скрипкой, виолончелью.
- Домра небезуспешно соседствует на эстраде со многими академическими инструментами, а раньше её воспринимали разве что в диапазоне «Светит месяц» - «Коробейники». К счастью, мнение меняется. Сейчас профессионалы исполняют на домре «Бурлеску» Шостаковича - финал его скрипичного концерта…