Менее двух месяцев назад Олег Шакирский, основатель известных в Нижнем Новгороде культурных проектов, взбудоражил арт-сообщество объявлением об открытии места, в котором могли бы собираться музыканты, поэты, художники, и которого так остро не хватало в нашем городе после почившей в бозе «Паутины». Именно благодаря ему заурядное поначалу интернет-кафе превратилось в престижную арт-площадку, куда можно было прийти послушать живые акустические концерты нижегородских музыкантов - известных и не очень. Когда кафе закрылось, по словам Шакирского, «по смешным техническим причинам», нижегородцы, которых затянуло в эту культурную «Паутину», словно осиротели. И поэтому возвращение Олега Шакирского на прежнюю стезю и появление новой арт-площадки не могло не вызвать у них воодушевления.
«Это мой город»
В «Иванъ-чайной», что на Скобе, стоит терпкий аромат алтайского чая., который хорошо идет под сушки, мед и лесные ягоды. Вдоль стен, расписанных автографами гостей и увешанных фотографиями и картинами, лежат музыкальные инструменты: индийские барабаны-табла, флейты... Именно на этой площадке стартовал новый арт-проект, который уже полюбился нижегородцам.
- Олег, ваш новый культурный проект называется «Среда Шакирского». Почему?
- Это ни в коем случае не акт самолюбования, - объясняет Олег Шакирский. – Сейчас мое имя более-менее известно любителям музыки в горде, поэтому с таким названием раскручивать проект проще. И еще мне хотелось создать такую среду вокруг себя, такое культурное пространство, в котором было бы интересно и приятно мне самому, моим детям, близким, друзьям, знакомым. Я живу в этом городе, и мне хочется, что здесь нам всем было комфортно. Хочу ходить в места, где звучит хорошая живая музыка, где встречаются люди, которым, как воздух, нужно творческое общение. Я с удовольствием бы ничего не организовывал сам, а ходил уже на готовое: подготовка пяти концертов в неделю – это очень трудозатратное мероприятие. Но у нас в городе такого места для себя я не нашел и понимаю, что не найду, не внеся свои пять копеек в его создание. Комфортную среду нужно создавать самому.
- Видимо, с этим связано и ваше участие в городском проекте социальной рекламы, когда в Нижнем появились плакаты серии «Настоящие нижегородцы»?
- Я, конечно, никакой не проповедник, просто хочется сделать что-то для возвращения понятия нормы в общество. Посмотрите, какие низкие с точки зрения этики сигналы несут с экранов телевизоров всякие «домы-2», какими кошмары порой переполнены новостные передачи. Ведь все это подается как норма. И очень много молодежи, которая не видит ничего другого, так и принимает все это за образец поведения, мол, так и надо, все так живут. Вот я и хочу показать, что есть нечто другое, в том числе и новым арт-проектом. И я хочу жить в этом другом. У нас среда, к сожалению, пока не слишком дружелюбная. А хотелось бы, чтобы люди улыбались, были приветливы друг к другу. Ведь это то, что зависит не от правительства, не от президента и чиновников, а только от нас самих.
От «Паутины» до «Иванъ-чайной»
Разговаривая, Шакирский держит в руках маленький индийский барабан и время от времени отбивает такт рукой. «Я совершенно не умею играть ни на каких музыкальных инструментах, зато это прекрасно делают мои друзья, - улыбается гостеприимный хозяин.
-Трудно ли было после перерыва в несколько лет собрать творческие силы на новой площадке?
- Не труднее, чем в свое время раскрутить «Паутину». Тогда имя Олег Шакирский для тех, кто слушает музыку, ничего не значило, потому что я ничем подобным до той поры не занимался. Когда мой друг, Алексей Смирнов, предложил мне стать арт-директором интернет-кафе, я удивился: где кафе и где я. Но решил попробовать. Сначала думал, что поскольку у меня есть хорошие-друзья-музыканты, то вот и поставлю только их живые концерты в ротацию. Первыми у нас выступили такие группы как «Корсар» с Женей Гуриным, «ДНК» с Дмитрием Некрасовым, мы смогли вытащить с концертами после многолетнего молчания Вадима Демидова. Потом потянулись и другие корифеи нижегородского рока. Оказалось, что у нас в городе очень много интересных молодых коллективов, о которых никто не знает и которым просто негде себя показать. В конце концов «Паутина» стала настолько популярной площадкой со своей особенной атмосферой, что нам пришлось устраивать кастинг для желающих выступить у нас пока не известных групп. Некоторые из них потом стали для меня личным открытием. Сейчас, конечно, гораздо проще возобновлять творческие контакты.
- Атмосфера в «Иван-чайной» несколько иная, чем в «Паутине»: чай вместо алкоголя, аромат кофе и меда вместо сигаретного дыма...
- Осталось главное – живые концерты и теплое отношение друг к другу. Конечно, музыка занимает у нас главное место, но «Среда Шакирского» - это такое арт-пространство, в котором уютно и музыкантам, и литераторам, и художникам, и их поклонникам. Знаете, настоящий музыкант – это всегда довольно ранимое и беспомощное в организационном плане существо. Ему просто надо дать возможность заниматься музыкой и помогать показывать ее аудитории. И я тогда тоже как потребитель получаю удовольствие от конечного музыкального продукта. Думаю, что музыкантам тоже нравится выступать в «Иванъ-чайной». Многие из них даже отказываются от наших небольших гонораров: «Да ладно, старик, какой гонорар?» Назовите какой-нибудь клуб в городе, где музыканты выступали бы за так, только потому, что здесь им в кайф поиграть? Хотя я, конечно, за то, чтобы они получали достойное вознаграждение и буду делать все для этого. Но само вот это душевное движение навстречу дорогого стоит.
Об элитарности и нижегородском роке
На стенах фломастером написаны автографы артистов, уже успевших вступить здесь за неполные полтора месяца: «Иванъ-чай- форева!» (Силя), «Одним чаем сыт не будешь! Ешьте бублики!» (Александр Григорьев из группы «Потрогай кактус»)», «Жил-был я. Помните об этом» («Оркестр Домовых»), «Вкусного чая и горячего настроения!» ( «Velvet Bears»), джазовая гамма от Георгия Романюка и множество других.
- Олег, не превратится ли ваш проект в элитарный междусобойчик для своих?
- Надеюсь, нет. Сейчас происходит то же самое, что поначалу было в «Паутине», когда на концерт каждого коллектива приходила своя собственная группа поддержки: вчера на Демидова, сегодня на Яковлева, завтра на Toxicola. И поначалу эти фан-группы не всегда пересекались между собой. Но постепенно люди начались интересоваться творчеством других исполнителей, ходить чаще, приводить своих друзей и знакомых. А потом и вовсе «на огонек» стали заглядывать люди, которые вообще раньше не сталкивались с таким явлением, как нижегородский рок. Сейчас происходят точно такие же процессы, только с большей скоростью.
- Кого вы уже приглашали выступить на новой арт-площадке и чьих концертов ждать в будущем?
- Для меня главное – чтобы музыка соответствовала моих эстетическим критериям. То есть для меня важно, чтобы музыкант был в первую очередь личностью. У нас в Нижнем своих музыкантов, к сожалению, ценят мало. Пока ты играешь в Нижнем, ты никто. Например, есть у нас прекрасный джазовый музыкант Георгий Романюк, считаю, мирового уровня. А публика все равно пойдет в филармонию на Мацуева. Вот если ты выбьешься и появишься в Москве или Питере, то ты уже звезда, наш нижегородский, начинаем тобой гордиться. Может, поэтому многие музыканты, даже самые настоящие, самые аутентичные, так «выдрессированы» клубами, что когда приглашаешь их выступить, спрашивают: «А что тебе надо, какую музыку?» Да мне надо, чтобы он выступил и показал не «чего изволите», а ту музыку, что идет у него изнутри. Только тогда он будет интересен публике. Поэтому приглашаю только самобытных музыкантов. Чаще тех, кого хорошо знаю. Недавно у нас был первый гастрольный концерт: приезжал Силя из группы «Выход», представитель ленинградского рока. Из наших – Саша Яковлев, мой друг и прекрасный музыкант из группы «Новые ворота»: на нашей площадке он осуществил свою давнишнюю мечту и выступил с концертом как мультиинструменталист, который с неимоверной легкостью играет практически на всем, на чем можно играть. Выступал у нас Александр Пичугин и его группа «Южное шоссе», который, кстати, первым написал песню об «Иванъ-чайной». В рамках проекта «Среда Шакирского» уже выступили или появятся вскоре многие «монстры» нижегородской и не только рок-музыки: струнный квартет «Дамские пальчики», Гена «Ганс»Ульянов с проектом «Натанцы», Вадим Демидов, Алексей «Командор» Розинов, питерский исполнитель Михаил Башаков, театр пантомимы «Скица», - всех не перечислить.