Примерное время чтения: 11 минут
122

Интриги «Оскара»-2009

22 февраля состоится самая интригующая церемония в мире шоу-бизнеса. Главная борьба развернется между «Загадочной историей Бенджамина Баттона» и «Миллионером из трущоб». 22 января Американская киноакадемия объявила номинации на «Оскар» за лучшие кинодостижения прошлого года. Самая интересная интрига «Оскара-2009» года состоит в полном отсутствии всеобщего фаворита, в любви к которому признались и зрители, и профессионалы. Нынче нет одного такого фильма, который бы объединял и бесспорные художественные достоинства, и зрительскую любовь, как это сделали «Чикаго» и «Возвращение короля», получившие «Оскары» как лучшие картины в 2002-м и 2003-м.

Загадочная история Бенджамина Батона

(материал с сайта О кино). Эпическое полотно под названием «Загадочная история Бенджамина Баттона» - это история человека, для которого время повернулось вспять. В городе Балтимор при необычных обстоятельствах на свет появляется младенец c телом старца. Малыш растет, и с каждым годом становится все моложе и моложе.

В первую очередь – это трогательная и драматичная история любви. Романтическая линия фильма повествует о безвременной силе этого чувства и о его потере. Это захватывающее повествование о смерти и тленности бытия. 

 «Загадочная история Бенджамина Баттона» снят по мотивам рассказа Скотта Фицджеральда, опубликованного в 1922 г. Уже много лет голливудские режиссеры (в том числе и Рон Ховард, Спайк Джонз, Гари Росс) размышляли над этим сюжетом, но никто не решался на его реализацию.

В конце концов, за амбициозный проект взялся Дэвид Финчер, известный по таким фильмам как «Семь», «Бойцовский клуб» и «Зодиак». Финчеру пришлось столкнуться с проблемой, которая и поставила в тупик других режиссеров: как убедительно показать удивительную игру времени. Финчер нашел техническое решение и для этого вопроса: в фильме задействованы лучшие мастера макияжа и компьютерных эффектов. «Это был вызов для всех нас, - говорит Финчер. – Ведь мы должны были добиться, чтобы все смотрелось абсолютно естественно, и внимание зрителя не отвлекалось от разворачивающегося сюжета на технические детали».

Сценаристом фильма выступил Эрик Рот, получивший Оскар в 1994 г. за лучший адаптированный сценарий («Форрест Гамп»).

Прочитать рассказ С.Фицджеральда можно здесь.

История в морщинах

Материал с «Коммерсантъ»:

«Фильм «Загадочная история Бенджамина Батона» начинаешь смотреть с чувством дискомфорта, которое усиливается от кадра к кадру. Связано оно с теми мутациями, которым по воле авторов подвергаются лица актеров, причем актеров не просто хороших, но любимых и для российского зрителя по-особенному важных. Начать хотя бы с актрисы Джулии Ормонд, которой в мировом кинематографе не повезло с ролями «на века», зато повезло остаться у нас в памяти в качестве возлюбленной Олега Меньшикова в «Сибирском цирюльнике». Джулия Ормонд, исполняющая роль дочери главной героини, выглядит здесь совсем не так, как в «Сибирском цирюльнике», и это, пожалуй, тот случай, когда у гримеров работы был минимум,— мы просто мало видели ее в прошедшие 10 лет, а ей уже 44.

Зато мы часто видели актрису Кейт Бланшетт, и когда она появляется на экране в обличье 80-летней старухи на больничной койке, становится натурально не по себе. Кейт Бланшетт, согласно ощущениям многих землян, дана нам в этой жизни как свидетельство гармонии божьего мира, и когда Дэвид Финчер прячет ее лик под слоями грима, против этого восстает буквально все внутри.

И вот наконец изложена обрамляющая основной сюжет история с госпожой Ормонд, читающей госпоже Бланшетт дневники главного героя в новоорлеанском госпитале, который вот-вот сметет ураган Катрина. И вот дана завязка со слепым часовщиком, чьи часы, собранные для местной железнодорожной станции, отсчитывают время задом наперед. И вот уже появился на свет человечек со сморщенной стариковской мордочкой вместо румяной младенческой физиономии. Отец хочет его утопить, но, убоявшись полиции, подкидывает на чужое крыльцо. И еще какое-то время малыш, усыновленный служанкой в доме престарелых, раздражает зрителя и точно не вызывает никакой жалости.

В эпизодах «детства старичка» подозрения в том, что всем трюкам с возрастным гримом фильм обязан компьютеру, выглядят стопроцентно обоснованными. И тогда бюджет фильма, который Wikipedia оценивает в $150 млн, а журнал Vanity Fair — в $175 млн, уже не кажется несоразмерным истории о любви, пронесенной через годы и расстояния. Похоже, герой, лицо которого мучительно долго обретает знакомые черты Брэда Питта,— это в первой половине ленты и впрямь почти целиком виртуальная креатура. Поначалу он довольно сильно смахивает на Горлума из «Властелина колец» Питера Джексона. Потом, когда у коротышки отчетливо прорисовывается плешь с седыми волосками, сложно отмахнуться от ассоциации с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. И наконец Брэд Питт становится Брэдом Питтом, и зрительницам остается только с замиранием сердца наблюдать, как от кадра к кадру актер становится все моложе, достигая кондиции, в которой он пребывал во времена «Тельмы и Луизы». Дальше снова включается в дело софт, который на этот раз не прорезает, а разглаживает морщины, а потом 45-летнему артисту остается только уступить свое место коллеге-подростку, которого сменит субъект детсадовского возраста и наконец младенец.

Самые сладкие, открыточные эпизоды счастливой жизни ненадолго уравнявшихся в физиологической кондиции Питта и Бланшетт сосредоточены во второй половине картины. Этот дуэт, сложившийся еще в «Вавилоне» Алехандро Гонзалеза Иньярриту, способен трогать сердца, минуя разум, особенно когда актеры сходятся в кровавых сценах, будь то пулевое ранение Бланшетт в «Вавилоне» или роды в «Батоне».

Фильм Дэвида Финчера, скорее всего, действительно гораздо более совершенен в изобразительном и эмоциональном плане, нежели в сюжетном. И вопрос о том, что же такого важного понял герой Брэда Питта, земную жизнь пройдя в обратную сторону, так и остается открытым. Баттон не особенно распространяется на эту тему. Просто пытается выжить в статусе прекрасного урода, не отвергая, впрочем, даров судьбы в виде случайных перепихов и пуговичной фабрики, завещанной раскаявшимся отцом-богатеем.

Однако помимо идеальной картинки и сложного течения экранного времени, в фильме есть пара простых мыслей, с которыми трудно не согласиться. О том, например, что женщины обречены всю жизнь нянчиться со своими мужчинами, как с младенцами. Или о том, что старость — это мучение, но на самом деле и награда, ибо нет ничего хуже, чем смотреть, как медленно вянет и умирает любимое тобой существо. В конце концов, здесь есть гениальная второстепенная героиня в исполнении Тильды Суинтон. В эпизодах их с Питтом любви (разворачивающихся, между прочим, в Мурманске) она упоминает, как пыталась пересечь Ла-Манш вплавь. А много лет спустя Баттон смотрит телесюжет о том, как Суинтон в старушечьем гриме все же осуществляет свою мечту. То есть если женщина чего-то действительно очень хочет, она этого добьется».

Борис Барабанов

«Миллионер из трущоб»

Кармический персонаж

Материал с «Коммерсантъ»:

«Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire) Денни Бойла — не то что фаворит англосаксонского кино. Бери выше: любовь с первого взгляда. Он уже получил 40 призов, включая четыре "Золотых глобуса", признан лучшим независимым фильмом Британии. Вкусы критики и зрителей, отдающих ему "призы симпатий", совпадают, что бывает нечасто. Наверняка и с вручения "Оскаров" Бойл не уйдет с пустыми руками: у фильма десять номинаций. Но все равно только в России он может быть адекватно понят и оценен.

Дело в том, что только в России знают, что такое индийское кино. Да, в последние годы, перепробовав прочую экзотику, мир поглядывает на Болливуд, уникально обильную и успешную, абсолютно самодостаточную национальную кинокультуру. Но этот интерес умозрителен. Те, кто восхищается "Миллионером", не млели от песенок бродяги Раджа Капура. Не бегали в кино на "Зиту и Гиту", "Месть и закон", "Танцора диско". Не помнят с детства имен Митхуна Чакраборти, Дахрмендры, Санджива Кумара и Амитабха Бачана. В Лондоне же и Париже индийские фильмы на DVD, импортированные для внутреннего потребления индийской общины, можно прикупить лишь в этническом квартале.

А Денни Бойл взял да и снял натуральный индийский фильм. Мальчик на побегушках, дитя бомбейских трущоб Джамал (Дев Патель) выигрывает в телевикторине "Как стать миллионером" 20 миллионов рупий. Впрочем, едва он выиграл половину суммы, его похищают и пытают полицейские, добиваясь признания в мошенничестве. Джамал рассказывает им о своих уличных университетах, с каждого "курса" которых он вынес пригодившуюся крупицу знаний.

Первая половина его исповеди — череда размашистых кошмаров, индийская повседневность, скрытая за болливудской витриной. Индуисты избивают мусульман: по улице бежит горящий человек, а люди не обращают на него внимания, привыкли. Детям, подобранным на свалке, бандиты выжигают глаза: слепым попрошайкам больше подают. В Индии такое не снимают, миру полезно это увидеть, но, когда такие ужасы претендуют на "Оскар", не избавиться от привкуса спекуляции на чужой беде.

Когда же исповедь переваливает за половину, возникает столь же прочное ощущение, что Бойл еще и презирает народ, который живет в выгребной яме, но молится на звезд, навещающих трущобы на личных вертолетах. Тут-то и начинается Болливуд. Благородные нищие, разведенные судьбой братья, потерянная, обретенная и спасенная из "золотой клетки" девушка, чудесные совпадения, побоища в притоне и неминуемые песни-пляски, стыдливо вынесенные на финальные титры.

Вообще-то у Бойла нездоровая фиксация на крупных денежных суммах. В "Неглубокой могиле" (Shallow Grave, 1995) дружба аристократичных эксцентриков завершалась кровавой бойней из-за доставшегося им чемодана с банкнотами. В "Миллионах" (Millions, 2004) школьники завладевали деньгами, украденными гангстерами. Теперь вот "Миллионер из трущоб". Психоаналитик отметит, что в той же степени Бойл фиксируется на экскрементах: в фильме "На игле" (Trainspotting, 1996) и в "Миллионере" есть эпизоды, испытывающие рвотный рефлекс зрителей. Но деньги для режиссера вовсе не синоним дерьма. Раньше он искал оправдание случайному богатству героев, но нашел его только в Индии.

В первом же эпизоде он предлагает, как в викторине, варианты ответа на вопрос, каким образом изгой Джамал ответил на все вопросы: по логике вещей он либо гений, либо мошенник. Отнюдь нет. Человек становится миллионером, потому что так на роду написано: карма, знаете ли. И если Бойл унесет с "оскаровской" церемонии кучу статуэток, то никто не скажет, что он награжден за наглую и очень талантливую спекуляцию на экзотике индийского кино. Такая, видать, у него карма. Но все равно негоже белому сахибу отбивать хлеб у сказочников из Болливуда».

Михаил Трофименков

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно