Примерное время чтения: 7 минут
490

Летчика и гонщика сблизил ген скорости

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 01/08/2012
Фото: из архива Николаевых

 Полёт на гонках 

Валерий Чкалов и Аркадий Николаев познакомились 18 сентября 1938 года на гонках в Киеве. Вот как это было.  

- Чкалов возглавлял жюри, - рассказывает сын Аркадия Николаева Андрей. - А отец был пилотом гоночной машины.

К тому времени Чкалов уже больше года был известен на всю планету как автор фигур высшего пилотажа «восходящий штопор» и «замедленная бочка» и, конечно, как командир экипажа самолёта АНТ-25, впервые в истории перелетевшего из Москвы в Ванкувер через Северный полюс. Чкалов был Гагариным 1930-х…  

Гонщик Аркадий Николаев в свои 24 года возглавлял отдел дорожных испытаний КЭО ГАЗ.  

Итак, гонки… По узкому шоссе мимо плетней и украинских хат гонщики преодолевали дистанцию в 1 км: дважды с места и дважды с хода - туда и обратно. Результаты жюри определяло с секундомером. 

Все делали ставку на Николаева - его болид, в отличие от других, всё-таки был заводским. Но гонку выиграл не он, а самоделка - возможно, потому, что у Николаева был сломан большой палец правой руки (на фото он в гипсе). И всё равно после соревнования Валерий Чкалов подошёл не к победителю, а к Николаеву. 

- Машина ему приглянулась. Отец рассказывал, что Чкалов расспрашивал его о машине, потом решили прокатиться, - вспоминает Андрей Николаев. - Вдвоём влезли в тесную кабину. По шоссе Чкалов как «полоснул»! А впереди - горбатый мост. Отец успел крикнуть: «Притормози!» А Чкалов только отмахнулся… Они с этого моста «дунули» в воздух, как с трамплина. Летели метров 50, потом грохнулись на землю. Их тряхнуло о голый кузов, но Чкалов даже не обратил на это внимание, только газу прибавил и понёсся дальше. Когда Валерий Павлович наконец остановил машину, они с моим отцом вместе сфотографировались. 

Теперь эта фотография висит в доме Николаевых в Великом Враге Кстовского района.

«Перебирайся в Москву!»

- На время соревнований Чкалова и отца поселили в соседние номера гостиницы, - рассказывает Андрей Николаев. - Они встречались, разговаривали. Нашли много общего.  

Оба выросли в простых семьях, что не помешало им стать образованными и подлинно интеллигентными людьми. 

На момент встречи они работали испытателями: Чкалов - на Московском авиазаводе им. Менжинского, а Николаев руководил испытаниями опытных машин Горьковского автозавода. 

Лётчик и гонщик родились с геном скорости и эмоционально не разминулись со своим временем, когда было модным летать на самолётах, виртуозно водить автомобиль и метко стрелять. 

Но главное, что они оба были с горьковской земли. А к своим землякам Валерий Павлович, как известно, всегда относился с особым трепетом. 

- Чкалов сказал отцу: «Аркаша, тебе нужно в Москву. Перебирайся ко мне, будем вместе работать». Но у отца тогда в Горьком были свои планы…. 

А потом соглашаться было уже поздно. Через два с лишним месяца, 1 декабря 1938 года, Чкалов разбился во время испытания истребителя И-180. Аркадий Николаев тогда очень переживал…

Человек идеи

Но и без участия великого земляка Николаев прожил ярчайшую жизнь. В ней было три вершины успеха. Сначала на машине ГЛ-1 он побил всероссийский рекорд скорости - 147,84 км/ч - и стал гонщиком союзного масштаба.  Потом, после войны, при Горьковском индустриальном институте имени Жданова Аркадий основал опытно-конструкторское бюро, где разработал около 40 принципиально новых машин для ледяных широт. Одобренные лично генсеком Никитой Хрущёвым, чудо-машины серийно выпускались на нескольких заводах. А их создатель защитил кандидатскую и докторскую, летал с лекциями даже в Японию. 

Наконец Аркадий Николаев организовал и возглавил Третью советскую антарктическую экспедицию - она первой в мире достигла Полюса недоступности Антарктиды. 

- Отряд отца с самолётами и гусеничными тягачами плыл туда через полпланеты на пароходе «Обь», - рассказал Андрей Николаев. - К самой высокой точке Антарктиды люди ехали на гусеничных тягачах со скоростью 5 км/ч, а за собой тащили сани с 30 тоннами солярки. Каждую секунду они рисковали провалиться в разломы ледяной коры глубиной несколько километров. Несколько самолётов экспедиции вышли из строя, а два человека умерли от ожогов лёгких. Но отец всё-таки привёл отряд к цели 12 декабря 1958 года. 

Но о подвиге нижегородского учёного почему-то не так широко известно, как о чкаловском перелёте. Об успешном штурме русскими южного ледяного купола Антарктиды современникам говорит лишь мемориальная доска на деревянном доме Николаевых в селе Великий Враг…

Привет от Чкалова

Однажды жизнь напомнила Николаеву о короткой дружбе с Чкаловым. В 1950 году в бюро Николаева пришёл пожилой мужчина - Яков Моничев, бывший личным механиком Чкалова с 1936 года. После гибели лётчика он переехал из Москвы в Горький и присматривал подходящую работу. У Моничева были золотые руки. Он признавал только так называемый «русский ключ» - молоток и зубило и с их помощью мог отвернуть любую гайку. Аркадий Николаев, конечно, принял его в КБ. 

То, что механик Чкалова пришёл именно к нему, Аркадий Николаев воспринял как знак - будто лётчик передал ему привет. 

Вслед за этим - ещё одно мистическое совпадение: у Николаева оказался… личный катер Валерия Чкалова! 

- Установив всероссийский рекорд скорости на суше, отец мечтал установить такой же и на воде. А заодно и создать судно без руля, управляемое одним винтом, - объясняет Андрей Николаев. - Но на базе чего?! Тут дядя Яша Моничев и проронил: «Стоит у нас на селе катер-то Чкалова…» 

Личный катер Валерия Павловича, на котором тот рассекал волны в отпуске в Василёве, после гибели хозяина больше 10 лет ржавел на стапеле в Чкаловске. Оживить его - дело чести!   

- Катер везли из Василёва в Горький на двух артиллерийских тягачах, - рассказал Андрей Николаев. - На его реанимацию отец потратил пять лет: катер получил мотор от танка Т-34 и обновлённый корпус. Его назвали «Политехнический» и спустили на воду в районе Печёрского монастыря. До появления ракет на воздушной подушке это было самое быстроходное судно на Волге! С танковым мотором оно развивало скорость 75 км/ч (а другие суда - всего 35 км/ч). Потом катер передали пароходству, там на нём долгое время открывали навигацию.

Катер был для Аркадия Николаева памятью о Чкалове, встречу с которым он считал одним из важнейших событий своей жизни. 

- У отца всегда было ощущение поддержки и одобрения, которые Валерий Павлович по отношению к нему проявил, - говорит его сын. 

…Улетев, как комета, звезда русского неба будто пытался донести до Николаева: «Да, меня нет. Но с тобой - мой механик и катер». 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно