Помнится, в детстве, играя во дворе, мы с любопытством поднимали головы к открытому окну, из которого раздавалось непонятное тонкое пиликание. А когда из подъезда выходила тонкая девочка со строгими глазами, мальчишки долго провожали глазами хрупкую фигурку, прижимавшую к груди нотную тетрадь и изысканный черный футляр с инструментом. Или дразнили ее «скрипачкой».
- Никогда не замечала, чтобы меня в детстве трепетно провожали глазами и уж тем более восхищались моей скрипкой. Может, у нас во дворе были какие-то «неправильные» мальчишки?– торопливо, но основательно собирая дочерей, 11-летнюю Лиду и 9–летнюю Соню в школу, вспоминает Наталья. –Но и не дразнили меня никогда, потому что я могла ответить. Да и я никогда не была похожей на типичную девочку с нотной папкой.
Наталья Спирина. Фото Эльфии Гариповой
Дедушкины гены оказались сильными
- А вообще я, сколько себя помню, хотела быть только скрипачкой. Как-то само собой разумелось, что после музыкальной школы и училища последует консерватория, а потом начнется профессиональная жизнь музыканта, –рассказывает Наталья, глядя в окно троллейбуса, по дороге в академический театр оперы и балета, где работает в симфоническом оркестре. – В 6 лет меня еще в детском саду выбрали для прослушивания в музыкальную школу. Когда перечислили инструменты, на которых я могла бы учиться играть, я назвала скрипку. Наверное, во мне проснулись дедушкины гены, который самостоятельно выучился играть на скрипке и не расставался с ней, хотя и не был профессионалом. Когда он приезжал из деревни в город по делам, то обязательно ходил в наш оперный театр, знал наизусть многие спектакли и даже пел выходную арию мельника из оперы «Русалочка», как говорила мама, «в воспитательных целях».
Фото Эльфии Гариповой
Причем, по воспоминаниям Натальи, у дедушки было даже две скрипки: одна обычная, а другая без дек, чтобы звук был потише, потому что бабушка ругалась, говорила, что он играет слишком громко, что «надо делом заниматься, а не на скрипке пиликать». Но вот удивительно: когда маленькая Наташа стала ходить в музыкальную школу, бабушка страшно сокрушалась, что оба эти инструмента не дожили, потому что после дедушкиной смерти старшие внуки сделали из смычков луки и еще как-то изобретательно проявили свое детское любопытство.
Третья «дочка» - самая капризная
«Девочки у меня музыкальные: Соня занимается гитарой, а старшая Лида - флейтой, - улыбается Наталья, доставая из театрального сейфа «третью дочку»-скрипку. - Инструмент, он тоже как мой ребенок, он ведь живой, требует глаз да глаз, ну и, конечно, ухода. Попробуйте только не проканифолить смычок как следует – и вам обеспечены выкрутасы от этой капризули», - смеется Наталья.
Фото Эльфии Гариповой
Канифолить смычок- это святое. Канифоль забивается под чешуйки на конском волосе, и когда смычок тянется по струне, то от трения температура повышается, канифоль плавится. Тогда чешуйки цепляются на струну и заставляют ее вибрировать. А если провести по струне «лысым» смычком, то она не будет оттягиваться и звучать. Такие вот скрипичные дела.
Фото Эльфии Гариповой
Cлуженье муз не терпит...слабости
Бытует мнение, что у музыкантов очень изнеженные хрупкие пальцы, которые надо беречь пуще зеницы ока. У Натальи небольшие, но очень крепкие кисти рук. «По идее, конечно, беречь пальцы надо. Если хотя бы порежешь палец на левой руке , то ты уже не игрок», – рассказывает скрипачка перед началом репетиции, между приветствиями коллегам-музыкантам, занимая свое место в оркестровой яме. – Но пальцы у меня, да и у всех скрипачей вообще, сильные.»
Оказывается, чтобы удержать смычок, причем в определенной позиции, слабые пальцы не годятся. Чтобы прижать струну к грифу, нужно приложить немало усилий, иначе она не зазвучит. Это достигается специальными тренировками, например, перебиранием пальцами по смычку вверх-вниз, с помощью упражнений Шрадика, да и сама продолжительная игра на скрипке способствует укреплению мелкой моторики кисти.
Фото Эльфии Гариповой
«Кстати, знаете, что у некоторых скрипачей бывают свои трудовые мозоли? – спрашивает Наталья. - На левой скуле, к которой прижимается скрипка, на ключице и, конечно, на подушечках пальцев. Бывает на них даже остаются полоски от струн, порой цветные, потому что струны окрашены. Но постепенно пальцы грубеют и становятся не такими чувствительными.»
Театр-дом родной
Репетиция шла уже не первый час. Симфонический оркестр с балетной труппой театра готовился представить зрителям новую постановку про красавицу-цыганку и горбуна из Нотр-Дама. Пока на сцене порхала невесомая Эсмеральда, скрипачка, уверенно ведя свою партию, с неподдельным интересом посматривала на сцену.
«Да, я очень театральный человек, мне не надоедает сцена, спектакли, часто сопереживаю героям, -признается Спирина. У нас вообще в театре очень творческая и по-домашнему уютная атмосфера, прихожу сюда, как в дом родной».
Фото Эльфии Гариповой
Музыканты оперного театра на самом деле производят впечатление приятного и веселого коллектива. Во время репетиции звук не вовремя вступившего гонга вызвал мягкое недоумение дирижера и легкие смешки в оркестровой яме, когда кто-то негромко пошутил: «Обед!»
Фото Эльфии Гариповой
« Все музыканты- известные шутники. У нас и не такое случается, - смеется Наталья, - Например, на репетициях и даже во время спектакля «Русалка», когда со сцены внучка мельника произносит реплику «А что такое деньги, я не знаю», каждый раз весь оркестр дружным хором говорит: «Мы тоже!».
В симфоническом оркестре оперного театра люди собрались действительно неравнодушные к тому делу, которым занимаются.
Фото Эльфии Гариповой
«Рядом со мной, например, сидит прекрасная скрипачка Полина Яковлевна Войскунская, - говорит Спирина. - Ей уже за 80, но она настолько одаренный и профессиональный человек, который так владеет техникой, что у нее есть чему поучиться. Когда она играла «Лебединое озеро» - все музыканты плакали (и это при том, что в нас нередко присутствуют элементы творческой ревности!) Не скрою, хотелось бы играть так же, чтобы вызывать у людей искренние чувства».
Хочется играть – от оперы до рока
После репетиции Наталья успевает забежать в несколько магазинов, для того, чтобы купить продуктов домой и возвращается в театр... на репетицию. В этот раз – струнного женского квартета «Дамские пальчики», состоящего из двух скрипок и двух виолончелей. Неужели не устали, не наигрались за целый день....
« Мой старый друг Саша Яковлев, лидер рок-группы «Новые ворота», в которой я играю вот уже 25 лет, смеется: «У Спириной есть работа, а ее хобби- это тоже работа», - рассказывает скрипачка. - В театре мы играем по нотам, то, что кто-то написал за нас, порой не все нравится, но приходится делать свое дело. Видимо, внутри каждой из нас есть что-то свое, что хочется высказать. Поэтому и собираемся вчетвером после работы - поиграть для души, только то, что нам нравится.»
Фото Эльфии Гариповой
«Дамские пальчики» начинали с классики. А потом квартет начали приглашать сначала на свадьбы, а потом и на гастроли. Репертуар стал шире: что-то из поп-музыки, из рока, из джаза и даже свое, - все, что хорошо звучит на струнных инструментах. Некоторые музыканты даже успели окрестить квартет «русской «Апокалиптикой». Немаловажно, что работа с этим коллективом приносит доход порой выше, чем на основной работе.
А в рок-группу «Новые ворота» Наталья попала еще на третьем курсе музыкального училища. Она тогда слушала на катушечном магнитофоне старшего брата популярные тогда «Битлз», «Пинк Флойд», «Роллинг Стоунз», и ее не покидало желание самой поиграть другую музыку.
Фото Эльфии Гариповой
«Когда ребята из «Новых ворот» пришли в училище в поисках человека, который играл бы на скрипке, я с радостью согласилась. Правда, они хотели, чтобы у них был скрипач, а не скрипачка. Но я там прижилась, на четверть века, - шутит Спирина. – Кстати, сегодня как раз будет концерт группы...в музыкальном магазине: поиграю там на пятиструнной скрипке».
На ёлках должны расти ... конфеты
После успешного рок-концерта Наталья только поздним вечером добирается до дома. Дочки уже ждут маму, чтобы наряжать новогоднюю ёлку. Наперебой рассказывают, что елка у них самая волшебная, потому что на ней растут … конфеты.
Фото Эльфии Гариповой
“Да, растут конфеты на нашей елке, с 1 января по Старый Новый год, - устало улыбается Наталья. – Думаю, что и у детей, и у взрослых должна быть какая-то волшебная сказка, мечта, к которой стоит стремиться. Если ты веришь, что у тебя растут на елке конфеты каждый год, они обязательно вырастут. Так же и с мечтой: она обязательно исполнится, если в нее сильно верить. И много работать”.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.