Во Всемирный день театра 27 марта «АиФ-НН» решил разобраться, сколько на самом деле актёров и театров в Нижнем Новгороде.
Сыграй себя
Сегодня театральные методики и приёмы - один из излюбленных методов творческого развития личности. Тренинги по психологии, для самореализации, преодоления внутренних комплексов, даже просто для психологической разгрузки - многое решается через игру. Даже люди, совершенно, казалось бы, не связанные со сценой, оказываются учащимися театральных курсов.
Нижегородка Надежда Белоусова - по профессии бухгалтер. О таком далёком от повседневной жизни занятии, как актёрские курсы, она и не задумывалась. А пойти туда ей посоветовала сестра, близкая к миру театра и кино, - для саморазвития, раскрепощения, избавления от комплексов.
«В начальных классах в школе многие из нас разыгрывали разные сценки, помните? Были кошечками и редисками, было весело, - вспоминает Надя. - В студенческие годы уже не у всех получается активно участвовать в жизни вуза. А потом ты вдруг уже взрослый, и неожиданно вылезают какие-то фобии, проблемы в общении с людьми... И кружков самодеятельности в наше время не так много, как раньше, но найти что-то для себя всё-таки можно».
На курсы актёрского мастерства Надя пришла вместе с мужем - так и ходили вместе целый год. По её собственному признанию, поначалу было и трудно, и не очень комфортно.
«Когда на первых занятиях дают задание из разряда «изобрази прорастающее семечко» и ты усиленно стараешься это сделать, всё время кажется, что тебя снимают на скрытую камеру и потом долго смеются. Глупо, конечно, и это всё те же страхи. Удивительно, но от них потом и вправду избавляешься. Находишь себя. Причём не в позе лотоса заглядываешь в подсознание или что-то подобное, а скорее, прыгаешь и летишь, смешно махая крыльями».
Работать приходилось много. Два дня в неделю - работа до 21 часа, два раза в неделю - курсы по вечерам после работы, но оно того стоило. После курсов у Надежды изменилось отношение не только к себе, но и к людям.
«Актёр из меня никудышный, но занятия я вспоминаю с теплом и очень благодарна моим педагогам, - улыбается Надежда. - До сих пор ловлю себя на мысли, что слежу за жестами и шириной улыбки, контролирую при разговоре взгляд, а самое главное - стараюсь осознанно увлекаться. Потому что если увлечься - за тобой пойдут люди. Неважно куда - хоть в соседнюю комнату смотреть на летающую тарелку. Главное - что ты заражаешь их собственным азартом».
Любители-профи
Но всегда находятся люди, которые обнаруживают - одних лишь актёрских курсов или сценок для собственного удовольствия им мало. В какой-то момент хочется уже не только познавать и раскрывать себя, но и делиться чем-то с остальными. О чём-то рассказать, в чём-то разобраться, поделиться с людьми, заставить их задуматься и переживать - через призму сцены. И из драмкружков вырастают театры.
Сколько в Нижнем и области любительских и народных театров - не могут сказать даже сами актёры-любители. Наверное, это и подсчитать невозможно. За многими из них уже стоят профессиональные режиссёры - выпускники театральных вузов и училищ, которым нравится работать с искренне увлечёнными людьми. Они знают своё дело и передают мастерство своим актёрам.
«Для настоящего театра важно желание постоянно учиться, изучать, идти вглубь. Если цель только самовыражение и эпатаж, то это драмкружок в худшем смысле слова, - делится Ирина Кучина, режиссёр театра «Листопад». - Учиться необходимо, смотреть кучу талантливых спектаклей, кино, читать специальную и просто литературу, копаться в своей душе и душах окружающих, не бояться быть откровенным и беззащитным перед зрителем. Вот это путь к настоящему театру. Так что понятие «любительский» для меня очень условно. В нашем театре есть актёры, которые работают в коллективе по 15-18 лет. Их уже любителями назвать нельзя. Будем откровенными - даже в наших профессиональных театрах иногда ставят так, что зрители сбегают в антракте. Так что бич нашего времени не любительство, а дилетантство - причём во всех сферах, не только в театре».
«Театр - это храм, и мне очень нравится, когда в храм идёт молодёжь, и как зрители, и как актёры, - признаётся Андрей Ярлыков, заслуженный артист России, художественный руководитель студенческого театра ННГАСУ. - Никогда не угадаешь, где отыщешь талант. В нашей стране можно поехать в любой самый маленький провинциальный город, и там обязательно найдётся свой народный театр или клуб, а в театре - бриллиант. Где грань самодеятельного и профессионального? Загадка из загадок. У настоящего актёра дело далеко не только в пресловутых «корочках» о службе в театре. Нет образования - будет самообразование. Актёры сами найдут учителей по сценической речи, пластике, фехтованию и т.д., если действительно этого жаждут».
Дайте сцену!
Увы, не обходится без проблем. Любительским театрам очень тяжело подчас добраться до главного - до зрителя. В Нижнем Новгороде не так много площадок, которые правильно оборудованы и могут принять актёров. А аренды тех залов, что есть, зачастую стоят немалых денег.
Выходом становятся фестивали, но и их на нижегородской земле не так много. Профессиональные мероприятия для любительских коллективов чаще всего закрыты - вопрос злополучного «официального» статуса. Остаются сборы межрегиональные и международные. Раз в год в Нижнем Новгороде проходит «Град Китеж» - по сути, единственный серьёзный областной фестиваль для непрофессионалов. В середине марта в этом году впервые состоялся второй - фестиваль студенческих и молодёжных театров Zнаки. Организаторы очень надеются, что он на нижегородской земле укоренится и тоже станет постоянным.
«Глобальная мечта, конечно, - создать Нижегородскую ассоциацию студенческих театров, единую площадку, куда ребята могли бы прийти и показать свои работы, - рассказывает Анна Горелова, актриса и директор студенческого театра. - Проектов у нас много, а вот возможностей их реализовать мало. Конечно, театры нужны - недаром в наших рядах остаются и выпускники, не уходят с окончанием вуза, а совмещают репетиции с работой. Для нас театр - это способ поговорить о важном и наболевшем в жизни и обществе. Любительски? Может быть. Знаете, Станиславский ведь тоже был не профессионалом».