Вы знаете, как истово и безоговорочно верили советские люди, что Победа будет за нами? Так, что начиная с 1942 года архитекторы думали о монументах в честь будущей Победы.
В 1942-м, ещё до перелома в войне, они творили, сначала в голове, архитектуру мира и славы. Некоторые эскизы, так и не воплощённые, но очень интересные, можно увидеть сейчас в Нижегородском государственном художественном музее на выставке «Архитектура Памяти» (12+). Её привёз главный архитектурный музей России — Щусевский. И монументы в честь Победы — лишь малая часть экспозиции, рассказывающей о творчестве архитекторов в годы Великой Отечественной войны и в первые десятилетия после неё.

Священный долг перед страной
«Война, несмотря на своё абсолютно деструктивное начало, спровоцировала небывалый подъём архитектурной мысли и всплеск проектных предложений», — сообщают организаторы выставки.
Нижегородцы стали первыми, кто увидел уникальные документы, фото и эскизы. Дальше, после 1 июня, выставка поедет по стране.
Экспозиция — документальные свидетельства огромного труда советских архитекторов в годы Великой Отечественной войны и после Победы. Здесь есть, например, проекты организации светомаскировки советских городов и проекты бомбоубежищ — да, этим занимались профессиональные архитекторы.
Но не это было для них главным. Уже тогда в стране, до краёв полной горя людского, они думали о завтрашнем мирном дне и готовили свои варианты проектов мемориальных комплексов, посвящённых Победе СССР над фашизмом. И даже рисовали новые станции метрополитена...

Города — как Фениксы
«У нас, у архитекторов, есть долг, священная обязанность перед страной и народами, испытывающими невиданные в истории муки вражеского нашествия и разрушения и проявившими невиданные героизм, — восстановить эти разрушения так, чтобы иметь право именоваться врачами человеческих душ», — писал в 1943 году архитектор Андрей Буров.
Как только советский город освобождала Красная Армия, туда прибывала бригада зодчих. Им предстояло восстановить почти руинированную Истру, где фашисты 10 декабря 1941 года, отступая, разрушили дивный Новоиерусалимский монастырь; возродить Новгород, Севастополь, Смоленск, священный Сталинград. Каждому городу на выставке посвящены отдельные залы. Вначале всегда были земля, пепел и камни... Глядя на фото разрушенных строений, сложно представить, что здесь вновь будет цвести город краше прежнего, и произойдёт это в довольно сжатые сроки.

Сейчас мы не мыслим, например, Мамаев курган без скульптуры Родины-матери, а берлинский Трептов-парк — без бронзового советского солдата с немецкой девочкой на руках. Но было, оказывается, немало других идей мемориалов, неосуществлённых, и познакомиться с ними спустя десятилетия очень любопытно. Все собравшиеся на открытие выставки были единодушны: именно на таких проектах надо учить детей истории и патриотизму.
Директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева Наталья Шашкова, приехавшая в Нижний на открытие экспозиции, назвала выставку «рассказом об архитектуре Победы и архитектуре Памяти — величественным и жизнеутверждающим».
Потому что архитектура — это про жизнь, которая побеждает смерть. Непременно, обязательно побеждает.
