Древний инструмент
Ма Чаншэн в традиционной национальной одежде и длинными черными волосами, собранными в «хвост», неторопливо присаживается на стул, бережно прижимая к себе гуцинь - щипковый семиструнный инструмент, отдаленно напоминающий русские гусли вытянутой формы. Он выглядит добродушным и расслабленным. Сильные и одновременно негромкие звуки сочетают в себе одновременно энергию мощи и покоя, современности и седой древности.
«Да, гуцинь – очень древний инструмент, - говорит Ма Чаншэн. – В нынешнем виде он уже сложился во времена династии Тан, примерно 1300 лет назад. А впервые о нем упоминается более трех тысяч лет назад. Для этого инструмента сочинено более 2 тысяч произведений, но до нас дошло только около ста.
Считается, чем древнее дерево, из которого сделан гуцинь, тем его звук считается благороднее. Инструмент Ма Чаншэна сделан из досок разобранного дома времен династии Мин, которым не менее 400 лет. Струны на гуцине в древности делали из шелка, а сейчас его заменяет нейлон».
Оказывается, китайская грамота легко служила и в качестве нотной: музыкальные пьесы для гуцинь записывались иероглифами и в таком виде дошли до наших дней. Овладение всеми премудростями игры на гуцине занимает довольно много времени: лет десять нужно упорно стараться, чтобы достичь высот в этом искусстве. Традиционный репертуар китайских «гусляров» обычно составляют старинные пьесы, которые творчески переосмысливаютс
Для сборника «Сакральная музыка», который известен в Китае с 1425 года, характерны произведения, созданные по мотивам китайского эпоса и образцов классической поэзии. Например, пьеса «Закат Солнца» основана на мотиве стихотворения известного поэта эпохи Тан - Ван Вэя «Провожая друга»:
«Утренний дождь в крепости Вэй смочил легкую пыль,
Стал ярко-зеленым двор постоялый, цвет ив посвежел.
Прошу господина выпить еще одну чарку вина,
От заставы Ян, удалившись на запад, не встретить добрых друзей»
(перевод Ю. Шуцкого)
В пьесе «Движение воды» рассказывается трогательная история знаменитого музыканта Бо Я, который разбил свою цитру после смерти своего друга, потому что, по его мнению, в мире больше не осталось людей, способных понять его музыку.
Музыка благородного человека
Многие музыканты пытаются сочинять и собственные произведения для гуцинь, вдохновленные национальной поэзией. С нижегородцами Ма Чаншэн поделился и своими сочинениями, в которых сочетанием гуциня и собственного голоса передается настроение гармонии и умиротворения.
«Изначально этот инструмент был создан для самосовершенство
Конфуций писал, что музыка благородного человека сдержанна и деликатна, сохраняет равновесие духа. Он считал, что низменный человек не умеет сохранять душевное равновесие и потому в его музыку проникают волнения и страсти в виде искажений высоты звуков мелодии, изменений силы звука, ускорений и замедлений. И, наоборот, гармоничная музыка приводит человека к поиску его внутреннего естества.
Взаимоуважение культур
Желающих почувствовать гармонию по-китайски собралось немало. Среди любителей этнической музыки встречались представители китайской диаспоры, но большей частью на творческую встречу пришли обычные нижегородцы: русские студенты Института Конфуция и других нижегородских вузов, а также люди более старшего поколения, которые увлечены восточной музыкой.
Студенты консерватории Екатерина Матлина и Андрей Мельников сопереживали задумчивым восточным мотивам, а в паузах между произведениями охотно делились впечатлениями.
«Я вообще люблю этническую музыку и, по возможности, не пропускаю такие мероприятия», - говорит будущий звукорежиссер Андрей.
«Эта музыка погружает в особое состояние, она медитативна», - восхищается Катя.
Директор нижегородского центра Института Конфуция с китайской стороны Яо Ся и директор с российской стороны Андрей Банков тоже оживленно обмениваются впечатлениями. Для них эта творческая встреча особенно важна и дорога.
«Подобные дружеские встречи содействуют диалогу культур и взаимному пониманию народов двух стран, - отметил Андрей Банков. - Как известно, для понимания недостаточно изучать языки нужно проникать в смысловое поле культурного пространства».
Яо Ся привела на творческую встречу своего пятилетнего сына Тимофея. Примечательно, что мальчик впервые услышал вживую родную китайскую музыку именно на творческом вечере в Нижнем Новгороде. Подвижный и активный ребенок, Тима, затаив дыхание, не сводил глаз со сцены. А после мероприятия вместе с другими зрителями подошел к музыканту с цветами за автографом.
На встрече все желающие могли не только познакомиться с уникальным для Нижнего Новгорода музыкальным инструментом, но и прикоснуться к его струнам. Любители китайской культуры долго не расходились, наслаждаясь умиротворением и атмосферой внутреннего покоя.