Нижний Новгород, 12 октября - АиФ-НН. Недалеко от деревни Хмелевой в Варнавинском районе стоит в лесу вросший глубоко в песок валун, считавшийся когда-то самым большим в Нижегородской области.
Наша экспедиция почему-то испытала у камня приливы негатива...
Медведь с головой змеи
С одной стороны, валун напоминает опрокинутую вверх днищем большую лодку, с другой - медведя, а с третьей люди видят змеиную голову. Много тысячелетий назад этот моренный валун принес ледник, да так и оставил, выровняв всю его поверхность.
Некоторые учёные считают, что камень был принесён на место теперешнего расположения из долины реки Лапшанга ещё в древние времена и предполагают, что использовался валун для поклонения языческим богам.
У «хмелевого камня» есть и своё предание. Якобы во времена стародавние жили возле валуна лихие разбойники, грабившие по дорогам проезжавшие мимо обозы. А свои сокровища они закопали… Конечно, под камнем!
Стоит древняя глыба в лесу в одиночестве на отшибе, и лишь изредка приходят навестить её люди. Кто из любопытства, кто для изучения. Ну, а третьи припадают к камню с низким поклоном и с просьбами о помощи.
Старожилы Хмелевой рассказывают, будто после дождя валун светится всеми цветами радуги и обладает магической силой. На поверхности хмелевого валуна есть впадинка, где скапливается дождевая вода, которая вскоре приобретает целебные свойства. В былые годы пожилые женщины из ближайших населённых пунктов приходили к нему и молились. Затем они пили с камня дождевую воду, но выпив её, обязательно подливали на камень новую, принесённую с собой. Та тоже насыщалась целебной силушкой и якобы приносила здоровье следующим посетителям...
И действительно, среди некоторых старожилов деревни Хмелевой и посёлка Северный до сегодняшнего дня бытует мнение о целебной силе камня - точнее, об особых свойствах воды, скапливающейся в его западинах после дождя. Правда, говорят, сила валуна действует на всех по-разному: одним людям водица с камня вылечивает глаза и снимает головную боль, другим, наоборот, становится только хуже.
Но не так-то просто найти в лесу этот сакральный камень. Многие искали, да не всегда успешно. Не всем, молвят, этот камень показывается. А находят его сами, без проводника, только дети да люди с чистой душой, остальных же «уводит» в сторону.
Бог из шоколадного яйца
Летом я побывал там в составе Ветлужской археологической экспедиции музея ННГУ. Кстати, чтобы найти камень, нам так же, как и многим другим, пришлось прибегнуть к помощи местных проводников - без них накануне в надежде найти валун мы долго плутали по лесу.
А когда нас наконец привели на место, произошёл забавный случай. Метрах в трёх от валуна в одном из небольших углублений из песка торчал маленький бронзовый предмет. Он оказался литой полой миниатюрной фигуркой улыбающегося епископа с тростью.
Как мог попасть этакий католический «божок» в варнавинскую глушь, никто объяснить не мог. Раритет?! Он оказался всего лишь игрушкой из детского «киндер-сюрприза», изготовленного в Германии в 1997-1998 годы. Что за история вышла с импортным шоколадным яйцом, можно долго фантазировать.
Девки тащат гармониста
Многое мы услышали о валуне от местных жителей. Валентина Сентюрева рассказала, что ходить к камню умываться целебной водой лучше на заре. В былые годы во время засухи, когда долгое время не было дождей, селяне крестным ходом с иконами шли к камню, молились и просили у валуна, чтобы он ниспослал на их посевы добрые ливни.
А ещё говорят, что валун этот... растёт. В начале XX века из земли торчала только небольшая его часть, но вскоре его расчистили.
Прошли годы, на смену государю-императору пришла советская власть, и местные председатели колхоза задумали расширить хмелёвские пахотные поля. Конечно, валун стал этому помехой. Что только ни делали с камнем до 1950-х годов! И подкапывали, и расколоть его пытались, и тракторами вытягивали. Он даже не шелохнулся.
Постепенно пустую затею избавиться от камня оставили, и сюда снова протянулась нахоженная тропинка. По вечерам возле камня стала собираться молодёжь на посиделки. Молодые колхозники пели песни, влюблялись, мечтали о лучшей жизни.
Лидия Зеленцова рассказала нам, что к камню всегда вела небольшая тропа, и трактористы никогда ее не запахивали. Старики, родившиеся ещё в XIX веке, о камне всегда говорили с уважением - мол, он Богом даден.
Но больше всего нас поразила другая история Л.Зеленцовой о том, что иногда девушки носили к «большому камню» сельского гармониста. На носилки садился гармонист, четверо девчат поднимали их и несли к камню (от Хмелевой это примерно километра два). Пока его несли, он всю дорогу играл на гармони. Приносили парня к валуну, тот садился и снова играл. И так всю ночь.
А под утро добрый молодец заявлял, что ему надо домой поспать, потому как скоро ему на работу - за трактор. А поэтому, дорогие девчата, несите, мол, обратно. Вот каким авторитетом в былые времена пользовались сельские гармонисты.
Вода живая или мёртвая?
А наше исследование показало, что, судя по всему, древний «хмелевой валун» некогда мог действительно использоваться во время исправления неких языческих культов как своеобразный алтарь. Вероятно, и в древности валун мог считаться священным, но, как правило, запретным для посещения обычными людьми.
В любом случае такой большой необычный камень древние люди не могли просто не заметить. Именно поэтому валун мог постепенно впитывать в себя как добрую, так и определённую негативную энергетику, поэтому долгое присутствие человека возле камня, а тем более употребление живой или мёртвой воды из углубления в валуне может сулить простому смертному всё что угодно: психические расстройства, головную боль, повышение давления... За три дня исследования валуна некоторые из участников экспедиции чувствовали негатив - недомогание, беспокойство и даже страх. Ссорились и даже едва не подрались… Так что мы испытали на себе всю силу «хмелевого камня».