Примерное время чтения: 7 минут
9500

Сокровища для настоящих мужчин. Один день с кладоискателем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 23/07/2014
Дмитрий Смирнов / АиФ

Искать клады мы отправились на территорию бывшего Комаровского скита Семёновского района. Скит основан в конце ХVII - начале ХVIII века старообрядцем Комаром. Среди керженских скитов Комаровский был самым крупным и богатым. В период расцвета в нём было 48 обителей, где жили до 2000 человек. Скит был расселён лишь в 1927 году.

Комаровский скит был когда-то самым крупным и ботагым. Фото: АиФ / Дмитрий Смирнов

По дороге к месту назначения Александр, кладоискатель со стажем, рассказывал чудные истории про людей, которые якобы находили в своё время целые бочонки монет, а затем теряли рассудок и пропадали. Самому ему сокровищ так и не удалось найти. Основные предметы его коллекции - различные медные монеты, элементы конской упряжи, горшки, ложки, вилки - особой материальной и исторической ценности не имеют.

Не нажива - просто хобби

Многие считают кладоискательство аморальным и называют таких, как Александр, «чёрными копателями».

- Это распространённое заблуждение. Люди навешивают ярлыки, особо не вдаваясь в подробности. «Чёрные копатели» специализируются на раскопках в коммерческих целях. Их излюбленные места - могильники, памятники архитектуры, территории сражений Великой Отечественной войны. Мы этим не занимаемся, закона не нарушаем. Мы не копаем в городищах, где идут научные археологические раскопки, не копаем там, где есть памятники архитектуры, под запретом у нас и засеянные поля.

Обычно места поиска расположены там, где жили люди, проходили крупные тракты. Логично, что основная часть находок - различные потерявшиеся когда-то предметы. Особой прибыли такие находки не приносят.

- Многие думают, что если монете 100 и более лет, то она бесценна. Но это не так! - уверяет Александр. - В цене обычно редкие монеты, но найти такие, да ещё в хорошем состоянии, не так-то просто.

Далеко не все кладоискатели жаждут наживы, для кого-то это просто необычное хобби. Фото: АиФ / Дмитрий Смирнов

Для Александра это просто хобби, активный отдых, возможность выбраться на природу, побывать в разных уголках нашей области. Попадая в те места, где раньше кипела жизнь, он чувствует себя необычно. Это возможность прикоснуться к прошлому, приоткрыть завесу времени и хотя бы краешком глаза посмотреть на то, как раньше жили люди.

В Комарово мы едем скорее в ознакомительных целях. Александр показывает принцип работы металлодетектора и местные достопримечательности, попутно рассказывая историю скита. От поселения совершенно ничего не осталось. Место его расположения угадывается по большому деревянному кресту. По пути нам попался большой каменный постамент, который оказался могилой матушки Манефы. Манефа - основательница Манефиной обители, почитается старообрядцами как преподобная. Манефа происходила из купеческого рода Осокиных из города Балахны.

Здесь покоится матушка Манефа, основательница Манефиной обители. Фото: АиФ / Дмитрий Смирнов

На гробнице - полустёртая временем надпись гласит: «Духовныя моя сестры и спостницы не забудете мне егда молитеся но видевше мой гроб поминайте мою любовь и молитеся Христу да учинит дух мои с праведными».

Место здесь необычайно красивое. Вся территория скита поросла густым лесом, от домов остались лишь оплывшие ямы погребов да иногда выходящая на поверхность кладка фундамента. На дне «воронок» видны следы предыдущих раскопок.

У порядочных кладоискателей принято закапывать за собой ямки, но, как показывает практика, многие не соблюдают это негласное правило. По словам Александра, копают здесь давно и много, приезжают из Москвы и прочих регионов, прельстившись слухами о богатствах скита.

Прикосновение к истории. Фото: АиФ / Дмитрий Смирнов

Издержки профессии

На поиск кладов редко когда выбираются в одиночку. В компании веселее и безопаснее. Бывает, что местные жители неадекватно воспринимают нежданных гостей и проявляют агрессию. По словам нашего собеседника, в этом случае нужно просто искать общий язык либо, если не получается, просто уходить, чтобы избежать конфликта.

- Ездили мы как-то в Большемурашкинский район, - вспоминает Александр.- Там от села осталась только церквушка. Очень красивая, но заброшенная. Повстречали бывших местных жителей, которые приезжали навестить родные места. Они к нам нормально отнеслись, пообщались, показали место, где был барский дом.

От села осталась только церквушка. Фото: АиФ / Дмитрий Смирнов

Вообще, очень жаль, что такие красивые архитектурные объекты в регионе зачастую в удручающем состоянии - просто потому, что находятся вдалеке от дороги и не имеют коммерческой привлекательности.

Сложностей для кладоискателей с каждым годом становится всё больше. Дорог зачастую просто нет… Приходится ходить в среднем 50 км до точки назначения и обратно. Сейчас в Госдуме на рассмотрении - законопроекты о запрете металлодетекторов. Проект, направленный против «чёрных копателей», как считает Александр, не помешает тем заниматься довольно рискованным, но прибыльным делом. А многие просто увлечённые законопослушные люди откажутся от многолетнего хобби.

Довольно скромный «улов». Фото: АиФ / Дмитрий Смирнов

...Постепенно подошёл вечер, пора возвращаться. Итогом нашей поездки стал довольно скромный «улов»: советская трёхкопеечная монета и монета, на которой удалось разобрать лишь год, - 1812. Но, как говорит Александр, ничто не заменит ощущения от путешествия по когда-то знаменитому и многолюдному скиту, от прикосновения к истории.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно