Примерное время чтения: 9 минут
367

По прозвищу Перов. Как рос гений критического реализма

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 12/02/2025
Арзамас стал единственным городом России, где теперь есть памятник Василию Перову.
Арзамас стал единственным городом России, где теперь есть памятник Василию Перову. / Александр Воложанин, photo.pravda-nn.ru / Правительство Нижегородской области

Ему не досталось ни титула, ни фамилии отца, рисовать он начал из-за тяжёлой болезни, но его картины и сегодня знают даже школьники. Единственный памятник этому великому русскому художнику в России находится в Арзамасе. Там Василий Перов впервые взял в руки кисть и метко швырялся кашей в соучеников.

Нижегородская земля помнит гения критического реализма в русской живописи. С подробностями – nn.aif.ru.

Криденер, он же Васильев, он же Перов

Если бы не родительская страсть, быть бы художнику Перову бароном Криденером. Дело в том, что настоящим отцом будущего художника был остзейский дворянин Григорий Карлович Криденер, служивший в Тобольске прокурором. Служитель закона был вдовцом и большим либералом. Барон Криденер открыто сочувствовал ссыльным, которые ехали в Сибирь через Тобольск, и охотно возбуждал дела против проворовавшихся сановников.

В личной жизни он чувствовал себя таким же свободным от условностей. Поэтому под занавес 1833 года у почти 60-летнего барона с молодой тобольской мещанкой Акулиной Ивановной родился внебрачный сын. Мальчику по закону того времени не полагалось ничего – ни дворянского титула, ни отцовской фамилии, ни прав. Его окрестили Василием и дали ему фамилию крёстного – Васильев.

Тобольские чиновники после некоторых усилий добились перевода Криденера в Архангельск, куда барон выехал со своей маленькой семьёй и где тоже не прижился. Окончательно уволившись со службы, Криденер уехал сначала в Петербург, потом в родовое имение Суслеп возле Дерпта, оттуда – в Самарскую губернию к родственникам и наконец получил место управляющего в имении помещика Языкова.

К слову, барон был честным человеком и обвенчался с матерью своего сына, которая родила мужу ещё пятерых законных дворянских отпрысков Криденеров. Правда, в жизни Васи Васильева это ничего не изменило – он оставался мещанином без отцовской фамилии.

Саблуково: встреча с судьбой

У барона Криденера, судя по всему, не было капитала, поэтому для обеспечения своей семьи он в 1842 году принял частное предложение стать управляющим имения. Эта служба позволяла иметь дом и требовала знания закона, бухгалтерии, сельского хозяйства, а также предельной честности. Очевидно, со всем этим у бывшего прокурора было неплохо.

Сельцо Саблуково Арзамасского уезда существует и сегодня. В первой половине XIX века в нём не было храма, и оно стояло прямо на Симбирском тракте, по которому ссыльные отправлялись в Сибирь. Надо думать, что управляющий Григорий Карлович имел шанс проявить сочувствие к несчастным, подавая им с разрешения конвоя продукты или вещи.

Об успехах барона на ниве управления имением ничего неизвестно. Но пребывание в Саблуково запомнилось восьмилетнему будущему художнику первой возможностью видеть, как работает живописец. У биографов встречается несколько версий этой ситуации, но самой вероятной кажется только одна. Отец как управляющий мог вызвать художника для подновления стеновой или потолочной росписи в доме. Смешивание красок, работа с кистью и палитрой очень впечатлили мальчика.

Когда Вася тяжело заболел оспой и с трудом выздоравливал, мать разрешила ему рисовать, снабдив сына недешёвой в те времена бумагой и карандашами. Изрисовав бумагу, мальчик быстро переходил на стены и прочие вертикальные поверхности.

В семье к новой страсти сына отнеслись с пониманием и, переживая о его дальнейшей судьбе, решили в 1843 году отдать его учиться в арзамасское уездное училище. Тем более что первичное обучение мальчик прошёл дома – мать сама научила сына чтению и счёту.

Арзамас: от пера до каши

Для девятилетнего домашнего мальчика разлука с матерью и отъезд в уездный город стали испытанием. Отец поместил сына на житьё к учителю Фаворскому, который приучал воспитанника к порядку и дисциплине, помогал с уроками и подбором книг для чтения. Будущий художник изучал арифметику, начальную геометрию, закон Божий, историю, русский язык, чистописание и рисование. Возможно, именно учитель и дал Васе прозвище «Перов» за умение держать в руке перо и выводить каллиграфически изящные буквы.

Обучение в училище длилось три года, поэтому в 1846 году ученик Васильев-Перов был готов к поступлению в гимназию. Отец настаивал на его отъезде в Нижний Новгород, но сын уже знал, что в Арзамасе почти 40 лет действует школа живописи академика Александра Ступина и сопротивлялся планам отца. Сына поддержала любящая мать.

Три года будущий художник провёл в ступинской школе. Старик-академик быстро проникся к талантливому ученику – их судьбы были схожи. Рождённый в семье дворян Борисовых, Александр Васильевич был отдан на усыновление мещанке Ступиной, не имел привилегий рождения и был вынужден всего добиваться сам.

Студенту Васильеву одному из первых разрешили писать красками, а он начал подписывать свои работы «Перов». Но обучение не обошлось без скандальных случаев. Однажды юный живописец Перов вернулся со студенческой вечеринки к домашнему очагу в подпитии. Родители были возмущены недосмотром педагогов и запретили сыну посещать школу. Правда, запрет длился недолго – страсть к живописи в юноше была сильнее.

А вот следующий скандал стал последним. Как утверждают биографы живописца, один из студентов за обедом оскорбил Перова как незаконнорождённого. Будущий художник не стерпел и швырнул тарелку с горячей кашей в обидчика, причинив тому травму. После этого Перов то ли был отчислен по правилам школы, то ли сам покинул её.

Пиявочное: охота и натура

Из Арзамаса отчисленному студенту пришлось пройти пешком за день 35 верст. Отец Перова служил управляющим уже у другого помещика в сельце Пияишное – как тогда называли современное Пиявочное. Усадьба стояла в тихом месте на берегу озера. На противоположном берегу находились крестьянские дома, а вокруг были леса и поля. Перову место понравилось, он увлёкся охотой и принял решение пожить дома безотлучно, чему родители были очень рады.

Но без дела Перов сидеть не мог. Он стал заниматься живописью самостоятельно, покончил с копированием и замахнулся в Великий пост на рисование человеческого тела. В натурщики был взят товарищ по охоте – обычный крестьянский парень. Тот согласился в одной холстине лежать на сколоченном посреди комнаты деревянном кресте, изображая распятого Иисуса Христа.

Дворню сеансы живописи пугали – старики рассказывали друг другу, что сын барона натурально прибивает натурщика к кресту гвоздями, чтобы христово страдание было подлинным. В итоге полотно «Распятие» было завершено по окончании поста и подарено в приходской храм соседнего села Никольское. Сейчас местонахождение картины неизвестно.

А потом в Пияишном появился гость – племянник отца, свеженький выпускник Дерптского университета. Он помог 17-летнему родственнику уговорить родителей разрешить ему попытать счастья в Москве, куда они вместе и отправились. В 1852 году Василий Перов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, откуда начал свой путь великого русского художника.

Интересные факты

Картина русского живописца Василия Перова «Охотники на привале», 1871 г.
Картина русского живописца Василия Перова «Охотники на привале», 1871 г. Фото: Public Domain
  •  «Охотники на привале» – одно из самых известных полотен Василия Перова. На нём он изобразил своих друзей-охотников, которые все были врачами. В роли рассказчика  – Дмитрий Кувшинников, в роли скептика – Василий Бессонов, а образ молодого охотника достался Николаю Нагорнову. Картина содержит столько специально допущенных опытным охотником Перовым нелепиц, что люди знающие не могли сдержать смеха.
Картина русского живописца Василия Перова «Тройка», 1866 г.
Картина русского живописца Василия Перова «Тройка», 1866 г. Фото: Public Domain
  •  Есть версия, что сюжет картины «Тройка» был написан Перовым по памяти. Бедные дети якобы поднимают бочку с водой от Тёши вдоль стены Никольского монастыря на современную Соборную площадь в Арзамасе. Как известно, в XIX веке город долго не мог решить проблему с водой.
  •  Последнее похищение работ Перова произошло 6 апреля 1999 года в Санкт-Петербурге. Преступники ночью проникли в Русский музей и, устроив перестрелку, украли картину «Гитарист-бобыль» и эскиз к «Тройке». Страховая выплата превысила $3 млн. Вернуть картины в музей удалось уже в 2000 году. Похитители были арестованы.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно